К содержанию «Исторической энциклопедии Кузбасса»
АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В КУЗНЕЦКОМ КРАЕ. Миссия Томской епархии (1828-1918) создана по инициативе Тобольского епископа Евгения Казанцева. Целью деятельности миссии было обращение в православие многочисленных тюркоязычных народов Алтая. Пытаясь навязать им новую религиозно-нравственную систему ценностей, миссионеры считали, что могут постепенно превратить «инородцев» в рус. по духу и образу жизни людей и этим предотвратить возникновение межэтнических противоречий между алтайцами и русскими. Датой фактического открытия миссии можно считать 29 авг. 1830, когда ее основатель Макарий Глухарев прибыл в Бийск. В 1831 по его представлению начальством епархии было дозволено распространить деятельность миссии и на «инородцев» Кузнецкого окр.
Первый этап деятельности Алтайской миссии в Кузнецком крае — 1830-50-е. Миссионеры и служащие миссии разъезжали по инородческим улусам, вели беседы о преимуществе христианства над шаманизмом и крестили желающих. Новокрещенные освобождались на 3 года от уплаты повинностей, получали различные льготы и материальную помощь от миссии. Нек-рые из крестившихся из-за притеснений зайсанов и паштыков были вынуждены «отъезжать» на Алтай в улусы Мыйту, Улала и Шамал или селиться в близлежащих рус. дер. Поэтому принятие христианства вело к большим ден. затратам и мн. др. неудобствам.
Второй этап деятельности Алтайской миссии в Кузнецком округе — конец 50-х — конец 90-х 19 в. 13 дек. 1856 миссионер Василий Иванович Вербицкий по приказу начальника миссии переехал в улус Кузедеевский и устроил здесь стан Кузнецкого отделения миссии. На пожертвования графини Марии Адлерберг миссионер начал устройство стана: стр-во церкви и дома миссионера. В 1861 церковь была построена и освящена во имя Иоанна Крестителя. Вместе с открытием стана начала функционировать миссионерская школа, к-рая размещалась в миссионерском доме; в 1866 она была перенесена в спец. сооруженную пристройку. Большое значение о. Василий Вербицкий придавал регулярным поездкам по отдаленным таежным улусам, где он обучал основам веры и крестил язычников. Миссионеру приходилось оказывать элементарную мед. помощь как крещенным, так и язычникам. Детей новокрещенных он собирал в Кузедеевскую миссионерскую школу, где они получали нач. образование. Самые способные могли продолжать свое образование в Лалинском (позднее — Бийское) уч-ще. В 1866 для дальнейшего развития миссионерского дела в Кузнецком окр. Вербицкий предлагает разделить огромное Кузнецкое отделение на три: Мрасское, Бачатское и Кондомское.
Мрасское отделение. В 1878 в улусе Усть-Анзас по приказу нач. миссии был учрежден стан этого отделения. Первым миссионером был назначен иеромонах Тихон (в миру — Трофим Петрович Соколовский). По прибытии в Усть-Анзас миссионер обустроил небольшую церквушку по типу «походной», к-рая была освящена в честь св. Николая (фото 16). Годом позже открывается миссионерская школа и начинается стр-во деревянного храма с колокольней. Деньги на стр-во и обустройство были завещаны благотворителем М.И. Плотниковым. Храм был освящен в июне 1882 нач. Алтайской миссии епископом Владимиром.
Кондомское отделение. В 1884 было упразднено Кузнецкое отд-ние: Кузедеевский стан был преобразован в Аило-Кузедеевский инородческий приход и переподчинен епархиальному начальству. Одновременно было принято решение об открытии Кондомского отделения, но стр-во его велось очень медленно. Еще к строящейся церкви в 1885 был рукоположен в священники Михаил Ландышев. Здание храма было построено лишь в 1890, а освящено только 26 сент. 1893.
Бачатское отделение. С 1887 по 1890 в телеутском улусе Челухоевском шло строительство каменной церкви на средства моек, купца фабриканта Александра Семеновича Миронова. В 1891 церковь была освящена в честь св. великомученика Пантелеймона. Годом ранее сюда, в бачатские улусы, был переведен миссионер Мрасского отделения священник Гавриил Васильевич Оттыгашев.
При всех трех отделениях были открыты миссионерские школы (в Мрасском — 1879, Кондомском — 1885, Бачатском — 1890), в к-рых обучались дети крещенных «инородцев» по двух-трехлетней программе. Учителями в этих школах работали выпускники Бийского катехизаторского уч-ща, по происхождению «инородцы». Нек-рые книги и учебники были переведены на алтайский язык, что облегчало школьникам освоение материала. Все усилия миссии на втором этапе (конец 1850-х — нач. 1890-х) были направлены на формирование крепких крест, общин из новокрещенных уже в самих инородческих улусах и развитие миссионерского школьного образования. Особое внимание миссионеры уделяли борьбе с пьянством и др. пороками, распространенными среди инородцев кузнецкой бедноты.
В нач. 20 в. станы миссии стали больше походить на рус. села: «инородцы» жили теперь в рус. избах, одевались в рус. одежды и придерживались православных обычаев. Но в отдаленных улусах процесс христианизации шел очень медленно. Миссионеры много времени должны были уделять на посещение отдельных улусов, укреплять в сознании новокрещенных основы православной жизни. Из Мрасского отделения в 1905 было выделено Матурское, улусы к-рого отстояли от Усть-Анзасного стана более чем на сто верст непроходимой черневой тайги и горных перевалов. Миссионером в новое отделение был переведен из Кондомского стана Иоанн Штагьппев. Новый деревянный храм в Матуском стане был построен в 1911 и освящен в честь Живоначальной Троицы. В этом же году в самостоятельное отделение выделилось из Бачатского — Тарабинское (Черские улусы), а из Кондомского — Спасское (или Алачаевское). Уменьшение размеров отделений и увеличение кол-ва новокрещенных изменяли характер деятельности миссионеров на третьем этапе (1900-18). Миссионеры теперь стали больше заботиться не о кол-ве крестившихся, а занимались «изучением и утверждением крещенных в вере и жизни христианской». 22 авт. 1911 Алтайская духовная миссия была разделена на три благочиния. Все отделения, находящиеся в Кузнецком окр., вошли в третье благочиние, к-рое возглавил миссионер Терентий Амфилохович Каншин. В 1918 с упраздением Синода и Православного миссионерского об-ва Алтайская миссия прекратила свое существование.
Лит.: В.Вербицкий. Краткие сведения об Алтайской духовной миссии… ТЕВ. №18-21; В.М. Кимеев. И крестился инородец Качер. Красная Шория. 1991, 10 авг.
В.В.Ерошов