Церковь Иоанна Предтечи в г. Юрга

К оглавлению книги «Православные храмы Кузбасса»

Город Юрга упоминается в исторических документах как деревня уже с 1886 года. После прокладки ж-д в 1906 году в пристанционном поселке отстраивается молитвенный дом. В 1930-32 годах приход закрыли. Здание молитвенного дома вначале использовалось под начальную школу, затем и вовсе было снесено. Утварь, церковные книги исчезли. Верующие ездили в церковь села Болотное или собирались для молитв в частном доме. На все просьбы открыть новый дом власти отвечали категорическим отказом.

Только спустя много лет, 22 декабря 1988 года по благословению митрополита Новосибирского и Барнаульского Гедеона восстанавливается приход, официально получивший регистрацию только 24 мая 1989 года. Первым настоятелем назначается молодой священник Алексей Кубейда. Первую литургию служили в частном доме, переоборудовав одну из его комнат.

11 февраля 1990 года по благословению митрополита Гедеона благочинный протоиерей Алексей Курлюта освятил закладной камень и установил крест на месте будущего храма на окраине города Юрга. Строительные работы вел трест «Юргапромстрой».

В мае 1990 года настоятель Алексей Кубейда ушел в униатский раскол и сбежал на Украину. 22 мая 1990 года епископ Иркутский и Читинский Вадим, исполняющий тогда обязанности управляющего Новосибирской епархии назначил настоятелем протоиерея Владимира Почаева из Никольского храм города Топки.

Родился протоиерей Владимир Васильевич Почаев 28 января 1938 года в селе Базано, Горьковской области. В церковь пришел после окончания энергетического техникума. С июля 1972 года служит псаломщиком, а после рукоположения в 1972 году — диаконом, с 1973 года — священником Троицкой церкви города Томска.

С августа 1975 года является священником Петропавловской церкви города Киселевска, а с мая 1977 года — священником Вознесенской церкви города Белова. С апреля 1979 по октябрь 1982 года служит настоятелем Покровской церкви города Камень-на-Оби, священником Троицкой церкви в Томске. В июне 1985 года навсегда переезжает в Кузбасс, где служит настоятелем Никольского храма города Топки. В июне 1984 года возводится в сан протоиерея. Награжден Палицей в 1988 и Крестом с украшениями в 1995 году.

В 1991 году о. Владимир за четыре месяца без проекта, но по согласованию с архитектором города построил деревянный крестильный храм, освященный в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы». Летом установили резной иконостас, иконы, закончили отделку. Вечером 27 сентября 1991 года, после службы, в праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня крестильный храм сгорел.

С помощью всех приходов Красноярско-Енисейской епархии и лично епископа Антония нашли средства и приобрели 3 строительных вагончика, из которых соорудили временный молитвенный дом.

Весной 1993 года начата и к осени закончена кладка стен основной каменной церкви, вместимостью до 900 человек. В мае 1994 года поставили купола, а уже в июле епископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний отслужил в храме первую Божественную литургию. Вскоре в приход назначается второй священник Владимир Братунец.

В 1994 году Администрация Кемеровской области выделила на строительство храма 100 млн. рублей. Оказывают постоянную помощь в строительстве директора — Юргинского хмашзавода В.Н. Есаулова и Акционерного общества «Бутон» Л.В. Шаина, президент фирмы «Эребуни» С.Е. Абрамян и президент АО «Трансиб» В.И. Белоносов.

В 1995 году окончены работы по внутренней отделке храма, произведен монтаж электроосвящения, отопительной системы. Оборудован иконостас, завершается роспись икон и стен храма местными художниками. Закуплены и установлены колокола. С 4 декабря 1995 года по субботам и воскресеньям в храме совершаются богослужения.

По архитектуре церковь города Юрга это семиглавый шатровый храм, переработанный из типового проекта начала XX века. Наличие больших арок по четырем фасадам храма, переходящих в интерьере в крестовый свод, разрезанный световым барабаном, увенчанным шатром, делает храм выразительным и запоминающимся. Хозяйственные помещения, примыкающие к притвору колокольни с северной и южной сторон, рационально дополняют храмовый комплекс. К недостаткам храма следует отнести: четыре глухих угловых барабана без световых проемов с главками, узкие и низкие дверные проемы между тремя помещениями апсиды, маленькую шатровую колокольню, непропорциональную маленькую шарообразную главку апсиды, непропорциональные и невыразительные кресты главок. Автор проекта — новосибирский архитектор Б. Белоус.

В колонии № 49 оборудуется домовая церковь, где можно будет проводить богослужения. Оказывает приход помощь также беженцам и инвалидам, организуя для них благотворительные обеды.

При городских школах-интернатах № 13, № 11 и в детском саду № 37 прихожанка с педагогическим образованием ведет занятия с 70 учениками по программе протоиерея Василия Буглакова. Намечено открыть воскресную школу и библиотеку в служебном здании, стоящем рядом с церковью.

Обновлено: 09.12.2018 — 10:41

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018