Четвертая профессия

Из книги И.А. Балибалова «Кемерово: вчера, сегодня, завтра».

Машиностроение — четвертая профессия города. Пять его заводов — «Кузбассэлектромотор», электротехнический, «Строммашина», «Металлист» и завод химического машиностроения — выпускают необходимые народному хозяйству электродвигатели, строительные и дорожные машины, аппараты, тяжелое промышленное оборудование, товары народного потребления.

Шесть ремонтно-механических заводов производят ремонт машин различного профиля и назначения.

Первый завод по металлообработке возник в городе в 1929 году на базе механической мастерской старого коксохимзавода, где в наличии было десятка полтора токарных и фрезерных станков и кое-какое другое оборудование.

В первые пятилетки завод не имел четкого производственного профиля, номенклатура его изделий определялась потребностями новостроек в мелком фасонном литье, в крепежных деталях при сборке металлоконструкций и монтаже заводского оборудования.

В 1937 году механический считался четвертым предприятием в городе по выпуску продукции.

К числу старейших предприятий города относится завод «Металлист», основанный в 1932 году. В пору становления кузбасской индустрии транспортировка грузов как в городе, так и на строительных площадках производилась гужевым способом. «Металлист» специализировался на выпуске колес, телег, бричек и попутно производил предметы домашнего обихода. Теперь завод выпускает специальные автомашины, собранные на базе шасси ГАЗ-53, камеры для сушки древесины, козловые краны. В номенклатуре изделий большой удельный вес занимают товары народного потребления: лейки, почтовые ящики, жестяные банки для химпродуктов, ножи, фурнитура для кожгалантерейных изделий.

Ведущим машиностроительным предприятием города сегодня является ордена Ленина электромеханический завод «Кузбассэлектромотор», основанный в декабре 1941 года на базе оборудования эвакуированного Харьковского электромеханического завода. Становление его было трудным. Строительство цехов продолжалось многие годы и шло одновременно с модернизацией оборудования, совершенствованием технологии производства новых моделей машин и аппаратов, подготовкой кадров. В начале шестидесятых годов на заводе было освоено поточное производство мощных большегабаритных и взрывозащищенных электродвигателей.

За достижение высоких технико-экономических показателей и значимый творческий вклад в развитие отечественного электромашиностроения завод «Кузбассэлектромотор» 19 июля 1966 года был награжден орденом Ленина. Высокими правительственными наградами отмечен многолетний самоотверженный труд новаторов производства. Бригадир комплексной бригады слесарей-балансировщиков И. Е. Лырщиков удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Ныне «Кузбассэлектромотор» — крупный поставщик взрывозащищенного электрооборудования для угольной, газовой, химической и нефтяной промышленности. Его продукция отвечает современным требованиям производства и пользуется широким спросом. В 1975 году завод был участником Международной специализированной выставки, в которой принимали участие 12 передовых стран мира, производящих оборудование, машины, приборы, средства автоматики для угольной промышленности. Изделия кемеровских электромашиностроителей — магнитные взрывобезопасные пускатели — получили высокую оценку.

Массовый выпуск изделий рудничного оборудования на уровне мировых стандартов — это заслуга заводских умельцев, ударников коммунистического труда, которые задают тон во всех звеньях производственного процесса. В завершающем году девятой пятилетки девять из десяти рабочих сдавали продукцию с первого предъявления в соответствии с техническими условиями.

В числе мастеров высшего класса на заводе называют слесарей бригады коммунистического труда во главе с П. Ф. Покровским, кавалером ордена Трудового Красного Знамени. Более двух десятилетий бригада работает в заданном ритме. Изделия инструментальщиков — пресс-формы — отличаются высоким качеством исполнения каждой детали.

Почетным членом бригады здесь состоит дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов.

В тот памятный в истории человечества день, 22 марта 1965 года, когда наш земляк стал первопроходцем Вселенной, пятеро инструментальщиков из цеха № 26 завода «Кузбассэлектромотор» включили его в состав бригады и обязались выполнять производственные задания за шестерых. Слово свое они держат — перевыполняют нормы ежемесячно,
сдавая изделия с отличным качеством.

Завод освоил массовый выпуск электроплиток «Тайга», постоянно увеличивает производство двигателей повышенного качества. Рационализаторы и изобретатели внедрили тысячи предложений по совершенствованию технологии с экономическим эффектом около двух миллионов рублей.

Завод — постоянный участник международных ярмарок. Его новые изделия ежегодно экспонируются на ВДНХ.

В настоящее время производственное объединение «Кузбассэлектромотор» является единственным в стране производителем взрывобезопасного электрооборудования для угольной, газовой, химической и нефтяной промышленности. Изделия кемеровских моторостроителей экспортируются в 55 стран мира, в том числе в Японию, Италию, ФРГ, Швецию, Индию…

«Мал золотник, да дорог», — так скажет всякий, кому доведется побывать на электротехническом заводе, который на протяжении двух десятилетий заслуженно называют предприятием коммунистического труда.

По уровню механизации и автоматизации производственных процессов и освоению прогрессивных методов труда завод не имеет равных в своей отрасли. Лидер социалистического соревнования городских машиностроителей, электротехнический завод стал всесоюзной школой по передаче опыта организации производства массовых изделий на конвейерах с регламентированным режимом.

Любопытна и поучительна история его возникновения и становления. Раньше на территории электротехнического была пимокатная мастерская в окружении шестнадцати деревянных особнячков, по обычаю — с погребами и разными надворными постройками. В первую военную зиму сюда и было перебазировано основное оборудование подковного цеха ленинградского завода «Красный металлист» (ныне п/о «Эскалатор» имени Котлякова) и открыт Подковный завод.

В ту тяжкую пору этот сооруженный на скорую руку заводик оказался единственным в нашей стране, и на плечи кемеровских металлистов выпала вся тяжесть снабжения подковами кавалерийских корпусов и других конных частей и подразделений действующей армии и тыла.

В первые послевоенные годы завод расширил номенклатуру металлических изделий и стал называться Метизным.

В начале шестидесятых годов завод был заново переоборудован и начал специализироваться на выпуске электротехнических изделий: утюгов, плиток и магнитных пускателей.

В 1965 году, в соответствии с новым профилем производства, завод стал именоваться электротехническим.

Однако в начальной стадии становления нового производства во всех звеньях технологической цепочки преобладал ручной труд, что сдерживало рост выпуска изделий.

В 1968 году на заводе был организован самостоятельный участок механизации и автоматизации, в штат которого были включены инженеры-конструкторы, рационализаторы и новаторы производства. В течение восьми лет коллектив участка своими силами создал и внедрил в цеха более двухсот автоматов, полуавтоматов и различных приспособлений, заменивших ручной труд 250 человек.

Большой творческий вклад внес ветеран завода, заслуженный рационализатор РСФСР Эдгар Янович Руленков. В содружестве с инженерами Анатолием Муравьевым и Сергеем Костюченко он разработал и сконструировал 17 полуавтоматических устройств и приспособлений по механизации труда. Инженер-конструктор Н. А. Левин изобрел три автомата, которые заменили ручной труд на самых утомительных операциях при сборке утюгов.

Переложив таким образом ручной труд на «плечи машин», рационализаторы завода открыли путь к совершенствованию поточного производства массовых изделий.

В одиннадцатой пятилетке коллектив электротехнического завода продолжает осваивать производство новых высококачественных изделий, повышает технический уровень и организацию труда по методу Волжского автомобильного завода.

Ветераны завода «Строммашина» помнят 14 апреля 1944 года. В этот день была произведена первая плавка чугуна, ознаменовавшая собой рождение завода. В городе не было квалифицированных кадров чугунолитейщиков, молодым строителям предстояло самим осваивать производство фасонного литья и выполнять срочные фронтовые заказы.

Трудная была это задача — чугун долго не открывал своих тайн. Работали без выходных, по двенадцать часов в сутки, а годных отливок не выходило больше пяти тонн в месяц. Но два года упорного труда и учебы не пропали даром. В 1946 году литейщики освоили кокильное литье, а потом и машинную формовку. В первую послевоенную пятилетку они уже дали около 12 тысяч тонн высококачественного литья.

С 1947 года завод стал специализироваться на выпуске оборудования для производства строительных материалов. Вслед за поддонамик шлакоблочным станкам и бегунам мокрого и сухого помола здесь освоили серийный выпуск кирпичеделательных агрегатов собственной конструкции. Всего за четверть века завод освоил выпуск более 50 видов нового оборудования для предприятий дорожной и строительной индустрии.

В начале шестидесятых годов машиностроители приступили к выпуску сложного оборудования для кузбасских гидрошахт, что потребовало и повышения квалификации рабочих, и ускорения внедрения прогрессивной технологии, и реконструкции всех звеньев производства.

Были внедрены методы приготовления стержней из жидких самотвердеющих смесей, центробежное литье, групповая обработка деталей, алмазная доводка инструмента и шлифовка деталей с помощью алмазных кругов и пасты. Все это позволило наращивать из года в год объем производства и повышать качество продукции с минимальными затратами труда и материалов.

Строители высоко ценят кемеровские гидродомкраты, с помощью которых, как известно, были созданы такие уникальные сооружения двадцатого века, как Кремлевский Дворец съездов и Останкинская телебашня.

Кемеровский завод «Строммашина» — пока единственный в нашей стране поставщик конвейерных линий для поточного изготовления керамических изделий и кирпичных блоков. Конвейерная поточная линия — это своего рода механизированный завод, где все операции в цикле изготовления кирпича или глазурованных плиток выполняют машины.

Первые такие «заводы», созданные кемеровскими машиностроителями, успешно работают в Минске, Вильнюсе, Ленинграде, в Болгарии и Монголии. Машины и оборудование завода экспортируются в 25 зарубежных стран.

В недалеком будущем, в 1984 году, город отметит 40-летие со дня основания завода «Строммашина».

Значительный вклад в развитие дорожного и коммунального строительства вносят ремонтно-механические предприятия. Так, коллектив опытного ремонтно-механического завода треста Союзтяжстроймехремонт успешно освоил выпуск новой строительной техники, его мощные автобетононасосы находят широкое применение в народном хозяйстве.

В одиннадцатой пятилетке авторемонтный завод производственного объединения Кемеровоуголь является крупной базой по ремонту большегрузных автомашин не только для бассейна, но и для всей Сибири и Дальнего Востока. За четверть века на заводе сложился дружный коллектив мастеров высокого класса, владеющих современными методами ремонта сложной техники. В числе их токарь Д. Ф. Фомин, электросварщик Г. В. Алдашкин, слесари И. Ф. Польгуй, В. И. Кузьмин, куз-
нец В. В. Козлов, чей самоотверженный труд отмечен правительственными наградами.

Завод химического машиностроения, или как его просто называют «Химмаш», по своему производственному профилю — единственное не только в Кузбассе, но и в Сибири предприятие, своеобразны его оборудование и характер труда. Здесь вы не заметите современных станков с числовым программным управлением, нет конвейеров и автоматических линий, но есть мощные подъемные краны, вальцы, способные свертывать высокопрочные стальные листы в толстостенные цилиндры, сложные сварочные агрегаты…

Основной цех здесь — котельно-сварочный, из стен которого выпускаются машины, не похожие одна на другую. Каждая из них сделана по чертежу заказчика. Поэтому у завода и нет четко регламентированной номенклатуры и нет постоянных потребителей продукции. И это не все. Заказчик, как правило, заказывает машину нового образца, с учетом последних достижений науки и техники, а это связано каждый раз с разработкой новой технологии изготовления узлов и блоков машины — отсюда и сложности производства.

Важнейшим итогом первого десятилетия служит профессиональный рост молодого коллектива, овладение новейшими приемами и методами котельного и сварочного мастерства.

С первого дня работы предприятия много сил и знания отдают делу формирования стабильного производственного коллектива коммунисты-инженеры, руководители завода Леонид Леонтьевич Поздеев, Георгий Адамович Менх, котельщик Владимир Ильич Андросов, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, инженер-конструктор Леонид Филимонович Титков, главный экономист Игорь Петрович Беликов, начальник котельно-сварочного цеха Валерий Григорьевич Шерше- невский.

Развитие кемеровского «Химмаша» обусловлено дальнейшим ростом ведущих отраслей народного хозяйства в восточных районах страны. По мере создания новой крупномасштабной отрасли — производства жидкого и газообразного топлива и химических производств на базе кузбасских углей — завод будет набирать силу и станет крупнейшим машиностроительным предприятием нашего города.

Обновлено: 06.11.2018 — 16:52

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018