Чёрная и цветная металлургия Кузбасса в 1951-1958 гг.

К содержанию книги «История Кузбасса» под ред. А.П. Окладникова.

Наряду с дальнейшим развитием и совершенствованием работы Кузнецкого комбината и Гурьевского завода 50-е годы для чёрной металлургии Кузбасса характерны все возрастающим размахом работ по строительству нового гиганта советской индустрии — Западно-Сибирского металлургического завода.

Проект создания «второго Кузнецкого» существовал уже давно. О нем говорилось на XVII съезде партии. Начало строительства даже предусматривалось планом второй пятилетки. Новый завод в районе действующего рассматривался как «вторая стадия» построения Урало-Кузбасского комбината. В августе 1940 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли специальное постановление о начале строительства второго металлургического завода в Кузбассе. Однако начавшаяся Великая Отечественная война сорвала эти планы. XX съезд Коммунистической партии снова вернулся к этому вопросу. В его решениях появились знаменательные строки «…приступить к строительству Западно-Сибирского металлургического завода»[ref]КПСС в резолюциях.., ч. IV, М., 1960, стр. 193.[/ref].

И вот солнечным майским днем 1957 года на широкой пойме реки Томи, у села Антонова, что расположено в нескольких километрах от Новокузнецка, выросли первые палатки строителей.

Большая стройка рождается с глубоких тылов — закладки мощной производственной базы, прокладки дорог и возведения жилого поселка.

Сооружение этого крупнейшего завода с первых дней приняло всенародный характер. XIII съезд ВЛКСМ в 1958 году объявляет Запсиб всесоюзной ударной комсомольской стройки. Сюда с комсомольскими путевками едут из Новокузнецка и Москвы, Горького и Новосибирска, Ярославля и Рязани, Ростова и Тамбова, Ленинграда и Чувашии тысячи молодых энтузиастов. Так началась героическая эпопея второго Кузнецкстроя.

Кузнецкий комбинат в 50-х годах, как и раньше, находится в шеренге передовых металлургических предприятий страны. В его хорошо организованном производстве сказывается и высокая техническая зрелость инженерной службы и возрастающее мастерство многих тысяч кадровых рабочих.

Работу современного металлургического завода характеризуют десятки показателей. Но есть среди них такие, которые, как в фокусе, собирают в себе результаты труда многих людей, управляющих многочисленными механизмами. К таким, например, относится коэффициент использования полезного объема доменных печей, показывающий, насколько эффективно эксплуатируется домна. Чем меньше этот коэффициент или, другими словами, чем меньше объем печи, с которого удается получить тонну чугуна, тем полнее используется домна, тем больше дает она чугуна.
По этому важному показателю доменное производство Советского Союза после войны опередило доменные цехи заводов США. Что же касается кузнецких доменщиков, то они в 1958 году довели коэффициент использования полезного объема доменных печей до 0,663 против 0,775 по стране.

В сталеплавильном производстве столь же важное значение имеет среднесуточный съем стали с квадратного метра пода мартеновской печи. В 1951—1958 годах кузнецкие сталеплавильщики получали с каждого квадратного метра пода мартенов на 24—29 процентов больше металла, чем в среднем по металлургии страны. Так, в 1958 году этот показатель на Кузнецком комбинате составлял 8,9 тонны стали, в среднем по СССР — 7,21 тонны, а в США всего 5,8 тонны.

Инженеры, техники, рабочие, неутомимо отыскивая решения задач, выдвигаемых жизнью, в 1951—1958 годах существенно усовершенствовали доменное производство. Многие из примененных новшеств были взяты на вооружение другими заводами Советского Союза и ряда зарубежных стран.

В 1950 году впервые в металлургической практике в доменном цехе Кузнецкого комбината были полностью автоматизированы вагон-весы. Это крупное техническое достижение было предложено инженером В. Г. Гурьяновым, разработано и осуществлено при участии инженеров Б. Н. Жеребина, В. И. Петрикеева и других. Отныне стали осуществляться автоматическое передвижение вагон-весов от бункера к бункеру, набор и взвешивание материалов согласно заданной программе и разгрузка карманов вагон-весов в скип или промежуточный бункер. Обязанности машиниста вагон-весов свелись к контролю за работой аппаратуры. К 1955 году были автоматезированы все вагон-весы цеха.

Исключительно тяжелым был труд газовщиков, обслуживающих воздухонагреватели домен. Существовавшие схемы автоматизации воздухонагревателей не внедрялись, поскольку это было связано с определенным риском. После основательной проработки этого вопроса руководители комбината приняли решение осуществить автоматизацию воздухонагревателей домны № 1 во время ее капитального ремонта. И вот в октябре 1955 года первая в Советском Союзе домна с комплексной автоматизацией воздухонагревателей дала металл. Вскоре на автоматику были переведены воздухонагреватели всех домен комбината.

Был осуществлен ряд смелых технических преобразований в мартеновских и электросталеплавильных цехах. Так, к концу 1955 года все мартены были переведены на хромо-магнезитовые своды распорноподвесной конструкции. Было модернизировано автоматическое управление тепловым режимом печей. В 1952 году по предложению инженеров А. А. Сахарова, С. Г. Отливанова, А. Н. Васильева начали разливать металл из ковша в изложницы одновременно двумя стопорами. Без особых капитальных затрат пропускная способность разливочных пролетов возросла на 25—30 процентов. Всесоюзное совещание сталеплавильщиков, проходившее в 1955 году в Запорожье, рекомендовало распространить опыт кузнечан на других металлургических заводах. Группе работников комбината во главе с инженером Л. С. Климасенко в 1958 году впервые в мире удалось осуществить дистанционное управление стопорами сталеразливочных ковшей.

Главный инженер Кузнецкого комбината А. И. Бородулин, выступая на пленуме Кемеровского обкома КПСС 6 октября 1958 года, подчеркнул, что «американцы были удивлены, когда увидели дистанционное управление разливкой на нашем комбинате, которое внедрено раньше, чем у них, хотя они длительное время занимались этим вопросом.

Кузнецкие сталеплавильщики стали зачинателями скоростных ремонтов подин мартеновских печей. По предложению М. М. Привалова, стали применять заправку подин утолщенными слоями, причем все операции по ремонту были механизированы. Этот метод ремонта подин также нашел последователей как в СССР, так и за рубежом.

Не прекращалось совершенствование производства в прокатных цexax комбината. В 1951—1958 годах под руководством инженера Г. В. Шарова была осуществлена модернизация механического и электрического оборудования блюминга, автоматизация прокатки и транспортировки слитков. Продолжительность прокатки одного слитка с 62,1 секунды сократилась до 50,6 секунды. Соответственно на 29 процентов повысилась производительность блюминга.

Высокая производительность металлургических агрегатов и производительность труда людей, обслуживающих эти агрегаты, неразрывно связаны между собой. Производительность труда кузнецких доменщиков в 1958 году превысила общесоюзную почти в 3 раза. Производительность труда кузнецких сталеплавильщиков превышала общесоюзную в 1958 году в 2,2 раза. Все это позволило кузнецким металлургам обеспечивать сравнительно низкую себестоимость продукции. Так, в 1958 году по себестоимости чугуна Кузнецкий комбинат уступал лишь Магнитогорскому и Новотагильскому заводам, а по себестоимости мартеновской стали — только Магнитке.

В 1952 году металлурги трижды орденоносного Кузнецкого комбината торжественно отметили двадцатилетие своего предприятия. В приветствии Центрального Комитета партии по этому поводу подчеркивалось, что «кузнецкие металлурги идут в первых рядах героического рабочего класса Советского Союза, с честью выполняли и выполняют задания партии и правительства по обеспечению народного хозяйства металлом».

В 1951—1958 годах продолжала набирать силу цветная металлургия Кузбасса. На Новокузнецком алюминиевом заводе достраивались и расширялись первый электролизный цех, преобразовательные подстанции, разливочное отделение, центральная компрессорная станция.

Коллектив алюминиевого завода при активной помощи Всесоюзного алюминиево-магниевого института и Гипроалюминия выполнил до 600 научно-исследовательских и организационно-технических мероприятий, значительно повысив технику и технологию производства «крылатого» металла.
Все это позволило почти в четыре раза поднять производство алюминия и значительно повысить его качество. В 1956 году Новокузнецкий алюминиевый завод достиг лучших показателей в алюминиевой промышленности СССР по основному показателю — выходу металла на киловатт-час израсходованной электроэнергии.

На Беловском цинковом заводе совершенствовались обжиг концентратов и выплавка цинка. Здесь были успешно проведены испытания обжига концентратов в печи кипящего слоя. Была построена и пущена экспериментальная установка, которая в марте 1956 года дала первый в стране электротермический цинк. Параллельно сооружалась большая электротермическая печь, которая была пущена в 1957 году.

В 1956 году заканчивается реконструкция пылевой колонны, что дало возможность облегчить труд рабочих и в 1,5—2 раза увеличить его производительность.

Обновлено: 14.01.2020 — 18:42

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018 Яндекс.Метрика