Дворец Труда: история и современность

Зюзьков, Ю.С. Дворец Труда…: история и современность // Балибаловские чтения: материалы конференции, посвящ. 85-летию города Кемерово, май 2003 г.: вып.3 / Кем.обл. краеведч. музей, каф-ра истории России Кем. гос. ун-та. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.- С. 31-34.

Здание Дворца Труда или Дворца Горняка, как его называли в первые годы после постройки, в котором в настоящее время размещается областное училище культуры относится к памятникам советского конструктивизма. В конце 1926 года Сибкрайисполком принимает решение начать строительство в Щегловске культурно-зрелищного заведения с большим составом помещений для кружковой работы и театром. Обратились к известному в Сибири зодчему, профессору Томского технологического института Андрею Дмитриевичу Крячкову. Вскоре был получен проект. А 8 мая в торжественной обстановке был заложен первый камень Дворца Труда и Щегловской окружной больницы. Газета «Кузбасс» широко освещала события новых строек. Десятилетний юбилей Октябрьской революции намечено было отметить яркими победами молодого пролетарского государства. «Сегодня знаменательный день у пролетариата Кемрудника, Химзавода и Щегловска: сегодня в пять часов вечера после пленарного заседания Горсовета на Кузнецкой улице в городе Щегловске состоится закладка здания Рабочего Дворца. Того Рабочего Дворца, в котором трудящиеся поведут и профессиональную, и культурно-просветительную работу». Так писала газета «Кузбасс» 8 мая 1927 года. И далее : «Рабочий Дворец! И где же? В каком-то захолустном, когда-то совсем не вылезавшем из грязи Щегловске, всего только 9 лет назад превратившемся из села Щеглова в город Щегловск… Мы закладываем Рабочий Дворец, который по предварительному сметному проекту профессора Крячкова, обойдется без внутреннего его оборудования в 350 тысяч рублей. Здание Рабочего Дворца будет каменное, трехэтажное.

Первая часть здания будет театральная со сценой и балконом. Зрительный зал рассчитан на тысячу человек. Здесь же будет соответствующих размеров вестибюль, раздевальня, фойе, уборная для артистов, помещения для декораций, костюмов, оркестра, кинобудка.

Вторая часть — клубная. Здесь будет столовая с кухней и буфетом; зал физкультуры с комнатами для принадлежностей и душами; библиотека с читальным залом; комната для выставок, ясли, школа кройки и шитья, две комнаты для пионерской работы; комната для ликвидации неграмотности; лекционный зал. Десять больших и пять малых комнат будут использоваться для кружковой работы.

Такого строительства наш Щегловск еще не видел…». И далее в другой заметке: «Начатое сегодня Горсоветом воздвижение Дворца Труда и больницы — крупный шаг в деле культурного развития округа. Он знаменует собой борьбу за здоровье и улучшение быта трудящихся. Работа будет проводиться коллективом строителей отдела местного хозяйства (ОМХА). Путем напряжения рабочих, мускулов, с вложением всего опыта и энергии специалистов, с помощью личного участия профессора А.Д. Крячкова в строительной работе, работники Местхоза надеются с честью выполнить то задание, которое поручено им хозяином города — Советом рабочих депутатов. Рабочие и администрация Местхоза надеются, что в своей работе они встретят помощь и поддержку со стороны всех трудящихся и всех организаций города.»[ref]Кузбасс 1927. 8 мая.[/ref]

И, действительно, такая поддержка была. Шесть месяцев строительство напоминало муравейник. Строили добротно, на совесть. Материал для стен — тесаный песчаник — брали рядом, за Томью. Он и определил художественный неповторимый образ первого пролетарского центра культуры.

Крячков уделил внимание не только внешнему облику здания, но и деталям интерьера, удобству планировки. Окна, двери, решетки и воздуховоды вентиляции, ограждения лестниц с перилами, подоконные доски и пр. несли черты нового революционного стиля конструктивизма[ref]Популярная художественная энциклопедия, М., 1986. с. 354.[/ref].

Газета «Кузбасс» регулярно освещала на своих страницах ход строительства Дворца Труда. Все, что было намечено проектом, было выполнено к концу января 1928 года. Но к десятой годовщине революции все же открытие состоялось. Шестого ноября пленум Щегловского Горсовета открывает Дворец для торжеств. Ликует весь город. К открытию силами любителей подготовлена символическая пьеса в стихах местного драматурга Геннадия Осипова «Десять» или «Эпопея октября».

Законченное здание насчитывало 84 помещения и зрительный зал на тысячу мест. Места были в основном стоячие, как заведено было в старых театрах. Но это не смущало зрителей. Тяга к массовому действу на сцене была огромной. При первой приемке никаких технических дефектов не замечено. Но трудная биография здания только начиналась.

10 ноября 1929 года Дворец подожгли. Сгорела крыша, в том числе деревянные фермы перекрытия зала, зал и часть третьего этажа. Но на собранные средства от рабочих Щегловска, Ленинска, горняков Анжеро-Судженского района здание было восстановлено в прежнем виде. И в нем разместились впервые в Щегловске биржа труда, краеведческий музей, самодеятельный театр, клуб, окружной совет профсоюзов, кружковые и спортивные секции, а в 1934 г. профессиональный театр, названный именем В.В. Луначарского. В 1939 г. в нем хватило места и для первой детской музыкальной школы. Дворец Труда стал настоящим центром культуры довоенного Щегловска. Но с началом войны все изменилось. Дворец освободили для цехов завода «Карболит», эвакуированного из Орехово-Зуево. Драмтеатр на это время разместился в кинотеатре «Москва», а после войны снова вернулся во Дворец Труда, где он давал спектакли до переезда в новое здание в 1960 г. В 1955 г. во Дворце Труда начинает работать областная филармония, где она размещалась до конца 1978 г. Филармония получила новое здание в начале 1979 г., а во Дворце областное училище культуры стало полным хозяином.

За более чем 75-летнюю историю здание ремонтировалось много раз. Но особенно большие изменения оно пережило во время войны, отданное в распоряжение завода «Карболит». Его планировка была полностью приспособлена под нужды завода. Театральный зал был переоборудован, балконы, сцена убраны. В 1947 году после передачи здания городу силами завода «Карболит» оно было полностью восстановлено. Воссоздан интерьер довоенного времени, перекрыта крыша, заменено перекрытие между залом и подвальным этажом. Но фасады уцелели, дожив до 90-х гг. В начале 90-х гг. здание капитально отремонтировано. Во время этого ремонта заменены почти все окна на стандартные, а первоначальные окна утрачены.

Внутренние двери обили искусственной кожей для улучшения звукоизоляции. Деревянные фермы над залом заменены на металлические из-за ненадежности первых. Изменился облик зрительного зала, имевшего богатую лепнину и хорошую акустику. Лепнина была выполнена в 1951 г. Ремонт фасадов летом 2002 г. изменил облик фасадов, были заштукатурены расшитые по швам квадры тесаного песчаника в простенках окон главного фасада, заменены входные двери на металло-пластиковые. Надпись на главном фасаде «Дворец Труда» исчезла еще до Великой Отечественной войны. За 75 лет — ни одной квалифицированной реставрации. А жаль!

Здание сохранило свою стать — композиционного и стилистического шедевра. Почему же так происходит? Почему здание не реставрировалось с сохранением всех первоначальных деталей фасадов и интерьеров? Потому что в Кемерово нет такой культуры — реставрации. В Новосибирске и Томске бережно сохраняют здания, построенные по проектам А Д. Крячкова, они украшают город, а в Новосибирске они главные в композиционной структуре города. Наш Дворец Труда еще можно по деталям собрать, превратив в шедевр, как, впрочем, и старые корпуса третьей городской больницы, построенные в том же 1927 г. Ведь можем же мы удачно ремонтировать фасады классицистических зданий Советского проспекта, площади Пушкина и улицы Островского. Когда же у нас появится системный комплексный подход к культуре реставрации, тем более для таких уважаемых зданий, являющихся памятниками истории и архитектуры, как Дворец Труда?

Обновлено: 22.04.2019 — 21:17

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018 Яндекс.Метрика