История трамвая в городе Кемерово

Ржевский Д.И. История трамвая в городе Кемерово // Балибаловские чтения. Вып. 5. Кемерово: АРФ, 2008. — С. 241-245.

Транспорт — одна из важнейших частей инфраструктуры любой страны. Трамвай — транспорт, к которому люди давно привыкли. Именно трамвай стал первым общественным транспортом в городе Кемерово.

Развитие Кузнецкого угольного бассейна сопровождалось строительством крупных промышленных предприятий. В годы первых пятилеток в городе Кемерово были построены азотно-туковый, механический заводы, завод № 510 (в будущем ставший одним из цехов АО «Химпром»), расширен коксохимический завод. Почти все рабочие этих предприятий жили на Притомском участке. Он располагался в 5-6 км от промышленной зоны. В связи с этим управлениями предприятий были выделены грузовые автомобили, оборудованные скамейками для перевозки пассажиров. Но этот же автотранспорт использовался и для грузоперевозок, что нередко заставляло людей добираться до работы пешком.

Именно поэтому встал вопрос о строительстве в городе трамвая. После ходатайства горкома, горисполкома и управлений заводов было получено разрешение правительства на строительство трамвая. Проектом было предусмотрено строительство путепровода и трамвайного пути от старого базара до азотно-тукового завода по улице Советской и 2-ой Стахановской общей протяжённостью 5,2 км.

Азотно-туковый завод, являвшийся одним из инициаторов постройки трамвайной сети в городе Кемерово, стал заказчиком и основным кредитодержателем по финансированию предприятия. Подрядчиками этого предприятия стали Кемеровская контора по строительству железнодорожных путей и инженерных сооружений «Запсибстройпуть» и трест «Кемеровотяжстрой».

Всё это происходило в начале далёкого 1939 года, когда и началось строительство трамвайных сетей и парка. В июне того же года у предприятия появился первый специалист по техническому надзору за строительством трамвая. Им был Петр Ананьевич Артемьев, впоследствии ставший первым директором всего трамвайного парка. Во время строительства, в апреле 1940 года, были подготовлены 15 водителей трамвая. А уже 15 апреля того же года государственная комиссия приняла в эксплуатацию: первую очередь трамвая (трамвайный путь и контактную сеть протяжённостью 3,3 км); трамвайный парк на 50 вагонов; тяговую подстанцию мощностью 1200 кВт.

Трамвайное депо размещалось на территории завода «Кузбассэлектромотор» (ныне ОАО «Кузбассэлектромотор») и имело 4 смотровые канавы, на которых можно было разместить 12 двухвагонных поездов, 4 канавы для подъёмочного и профилактического ремонтов, механические и электромастерские.

За первый квартал 1940 года в трамвайном парке появились три трёхвагонных состава, то есть 9 вагонов серии «X». Среди них — 3 моторных вагона и 6 прицепных. 1 мая 1940 года в нашем городе было пущено движение первого трамвайного состава.

Дирекция азотно-тукового завода взяла на себя эксплуатацию трамвайного транспорта. За первый год эксплуатации трамвай города Кемерово дал прибыль при цене билета 20 копеек.

Ровно через год, в мае 1941 года началось строительство путепровода под линию Томской железной дороги, идущей Кемерово — Топки. А 10 июня того же года была построена вторая очередь трамвая, от линии Томской железной дороги до азотно-тукового завода. Её протяжённость составляла 1,9 км.

Но, увы, путепровод остался не достроенным, и движение трамвая по нему не открыто. Это произошло из-за того, что 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Это был сильный удар по только начавшему своё развитие предприятию.

Но коллектив трамвайного парка не сдался. В декабре 1941 года принимается решение (несмотря на трудности) сохранить материальную часть (то есть подвижной состав), чтобы обеспечить перевозку пассажиров к местам их работы, так как это было необходимо для всей страны. Коллектив трамвайного парка перешёл на круглосуточный режим работы. На линии трамваи ходили с 5 часов утра до 2 часов ночи. Это означало, что профилактические осмотры подвижного состава приходилось проводить в ночное время. Многие рабочие этого предприятия зачастую совмещали несколько профессий. Например, диспетчер Щербанюк нередко заменяла водителя или кондуктора. Да и сам начальник трамвайного парка Пётр Артемьев неоднократно работал и водителем, и слесарем, и электрослесарем по переработке ртутных выпрямителей, восстановлению контактной сети после аварий.

Некоторые из работников даже совершали подвиги ради своего предприятия. Например, во время войны катастрофически не хватало запасных деталей, а к 1943 году бандажи на всех вагонах были приварены к дискам колёсных пар. Но в 1943 году мастеру Малышко удалось съездить на Кулебякинский бандажный завод и получить 50 некондиционных бандажей, что позволило сохранить весь подвижной состав в рабочем состоянии. Для всех работников предприятия этот день стал настоящим праздником.

Вообще военные будни были очень тяжёлыми для трамвайного депо. Помимо того, в городе резко увеличилось число населения, из-за эвакуированных людей из Москвы, Ленинграда и других городов Советского Союза. При этом 80% мужчин, работавших на предприятии, были отправлены в действующую армию. Естественно всё это отразилось на и без того трудном положении предприятия.

В августе 1941 года в Кемерово пришли составы с оборудованием эвакуированного Харьковского электромеханического завода. Самое большое и наиболее подходящее помещение под него было трамвайным парком. Поэтому он был переведён во временное строение каркасно-насыпного типа с одной смотровой канавой и несколькими бытовками. Вся ремонтная база депо состояла из одного токарно-винтового станка. Любой осмотр или ремонт подвижного состава проводился на улице при любой температуре.

Так продолжалось до 1944 года, когда при расширении электромеханического завода трамвайный парк был снесён, а весь подвижной состав был переведён на Дворцовую улицу. Там условия были ещё хуже. Смотровая яма была просто выкопана в земле, и над ней был натянут навес. Для обогрева слесарей, оттаивания смазочных материалов был отремонтирован первый этаж маленького двухэтажного жилого дома. Управление же трамвая было размещено на тяговой подстанции № 1.

В начале 1945 года Кемеровским электромеханическим заводом было принято решение построить трамвайного депо. Уже в 1947 году здание сдано в эксплуатацию, и поныне оно является трамвайным депо.

Несмотря на то, что во время войны возникало очень много трудностей, все они были преодолены сплочённым коллективом трамвайного парка. Только благодаря их самоотверженности все 9 трамвайных вагонов были сохранены.

Только в 1949 году возобновилось строительство новых трамвайных путей: построены трамвайные пути по улице Весенней до Искитимского моста.
Теперь протяжённость путей по сравнению с 1940 годом увеличилась почти в 2,5 раза и стала равна 8,3 км. В том же 1949 году старые вагоны серии «X» были переданы Прокопьевскому трамвайному предприятию.

В 1950 году в связи с расширением трамвайных путей и контактной сети создаются четыре службы: служба пути, служба энергохозяйства, служба движения, ремонтно-строительный участок.

В 1953 году число трамвайных вагонов достигло 22 единиц: 11 моторных и 11 прицепных. Также построен второй путь по улице Весенней до Искитимского моста. Его протяжённость составила 3,1 км. То есть теперь здесь открылось двухстороннее трамвайное движение, что являлось несомненным достижением. И в этом же году у трамвайного парка появилась первая аварийно-техническая машина.

С подъёмом промышленности города Кемерово в 1950-60-е годы в городе стала расти и сеть трамвайных путей. В 1955 году открыт трамвайный маршрут до Предзаводского посёлка.

С 1956 года по 1964 год в городе произошло много изменений, связанных с трамвайными сетями. Был открыт трамвайный маршрут № 3 в Рудничный район правобережной части города, протяжённость трамвайных путей составила 20,1 км. На правом берегу города пущена в эксплуатацию линия до шахты «Северная», введено в эксплуатацию трамвайное депо № 2 общей площадью 2254 м2. Построены трамвайные пути протяжённостью 5,1 км в посёлок Южный до старого разворотного кольца. Построено 12,8 км путей в Кировском районе города. Пущено движение трамвая по 2-му пути до посёлка Предзаводской протяжённостью 4,3 км. Продолжено строительство трамвайных путей в посёлок Южный до улицы 10-я линия протяжённостью 8,2 км. Продлён на 6,7 км маршрут движения № 6 до Новокемеровского химкомбината и на 11 км — маршрута № 1 до завода «Химволокно».

В 1968 году открывается движение по двухпутке через путепровод к Новокемеровскому химкомбинату. В 1970 году началось обновление парка трамвая. На смену устаревшим вагонам КТМ-1, КТМ-2 в город в течение года пришли 20 новеньких белоснежных трамвайных вагонов КТМ-5. Первым водителем нового трамвая стала одна из лучших вагоновожатых — Матросова Дина Фёдоровна. Последний трамвай КТМ-2 был списан уже 1972 году. А в 1973 году было пущено трамвайное движение на участке КЭМЗ — вокзал протяжённостью 3,3 км.

Сегодня на «Кемеровском трамвайно-троллейбусном предприятии» работает 380 водителей трамваев. Ежегодно на 5 трамвайных линиях работают 70 вагонов, перевозя при этом свыше 105 тысяч пассажиров. За год же это цифра достигает 38,5 миллионов человек. В состав предприятия входят два трамвайных депо, в которых проводятся хранение, подготовка к работе на линии, ремонт и текущее содержание 117 трамваев. Служба пути проводит техническое обслуживание 88,8 км трамвайных путей, а также производит текущий и капитальный ремонты. Служба электрохозяйства обслуживает и содержит 89 км контактных сетей, 13 тяговых подстанций общей мощностью 27 тысяч кВт.

Сейчас «Кемеровское трамвайно-троллейбусное предприятие» часть сформировавшейся инфраструктуры нашего города. На предприятии следят не только за качеством обслуживания или за состоянием подвижного состава и контактных сетей, но и за удобством пассажиров вне транспорта — в городе постоянно ведётся поиск новых архитектурных решений в обустройстве остановок общественного транспорта.

Использованная литература:
Балибалов И. А. Кемерово вчера, сегодня, завтра. Кемерово, 1976. С. 167.
Кузбасс. Прошлое, настоящие, будущее. Кемерово, 1978. С. 298.

Обновлено: 28.01.2020 — 22:05

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018