Кемеровское авиапредприятие

К содержанию «Исторической энциклопедии Кузбасса»

АВИАПРЕДПРИЯТИЕ КЕМЕРОВСКОЕ, акц. об-во открытого типа. Летом 1930 красный военлет И.С.Лапоногов вместе с бортмехаником П.К. Колесником открыли магистраль Новосибирск-Кемерово-Новокузнецк.

В Кемерово была произведена посадка на заранее подготовленную площадку в р-не ПО «Азот» и нефтебазы. С этого первого рейса от памятного 17 авг. 1930 и берет начало история гражд. авиации Кузбасса. Первым начальником аэропорта был И.Н. Панков.

В 1934 аэропорт Кемерово перенесли ближе к городу (старый аэропорт). Между Новосибирском и Кемерово было налажено постоянное воздушное сообщение по доставке пассажиров и почты на самолетах «Сталь-2», «ПС-9», «К-5». С развитием воздушных линий постоянно совершенствуется авиационная техника. Если первые полеты выполнялись на самолетах иностр. марок, то с 1936 в эксплуатацию кемеровских авиаторов поступили самолеты отечественного произ-ва, типа ПО-2 (У-2), к-рые осуществляли плановое патрулирование сплава леса по р. Томь, а также лесопатрульные работы.

С введением в эксплуатацию самолетов ПО-2 было положено нач. развитию Кемеровского авиаподразделения. Руководил им И.Г. Ефремов. В 1949 образовался 258 авиаотряд, насчитывающий 22 самолета ПО-2. Руководил отрядом В.Д. Скрипник.

Фото 1. Кемеровское авиапредприятие. Командно-диспетчерский пункт

Фото 1. Кемеровское авиапредприятие. Командно-диспетчерский пункт

В 1950 формируется летно-технический состав.

С 19.09.1952 из авиаотряда выделяется Кемеровский аэропорт. В 1952-57 аэропортом руководили Л.И. Мартьянов, И.А. Кизилов, М.Н. Наумов. В 1954 прибыла новая техника — первый самолет АН-2 №23770. Свою летную жизнь последний ПО-2 закончил в 1958.

С 12.04.1957 на базе аэропорта организован 196-й летный отряд, командиром к-рого был назначен засл. пилот СССР И.П. Блохин, руководивший отрядом до 1974.
В 1962 сдан в эксплуатацию новый аэропорт г. Кемерова, ныне существующий. Теперь уже постоянными гостями Кемерова стали современные лайнеры ИЛ-18, АН-24, АН-12 Развивается техника, растут люди, совершенствуются их мастерство и знания.

В 1965 196-й отряд переименован в Кемеровский объединенный авиаотряд.

В 70-е получены и освоены самолеты АН-24, АН-26.

В 1974 начата реконструкция здания аэровокзала, бетонного перрона. В 1976 сдана в эксплуатацию и удлиненная взлетно-посадочная полоса (ВПП). Аэропорт оснащен новой системой посадки. С 1976 аэропорт стал принимать самолеты ТУ-154, ИЛ-76, ИЛ-86. В 1975 Кемеровский объединенный авиаотряд переименован в Кемеровское авиапредприятие (фото 1).

В 1990 аэропорт получил самолет ТУ-154. Для его эксплуатации были переучены экипажи и приглашены специалисты из других аэропортов.

С 1992 аэропорт находится в состоянии реконструкции в связи со стр-вом новой взлетной полосы. 

В 1974-83 руководителем пр-тия был А.В. Хозлов, в 1983-86 — М.И. Бармин и с 1986 — И.И.Валов. В 1993 И.И. Валову присвоено звание «Заслуженный работник транспорта РФ».

В 1994 аэропорт увеличил парк самолетов ТУ-154.

В 1994 Кемеровское госавиапредприятие вследствие приватизации стало акц. об-вом открытого типа «Кемеровское авиапредприятие». Ген. дир. назначен И.И. Валов.

Лит.: История Кузбасса, ч. III. Кемерово, 1970; Кузбасс. Прошлое, настоящее, будущее. Кемерово, 1978; 50 лет Кемеровской области: Юбилейный стат. сб. Кемерово, 1992

В.П.Кононец

Обновлено: 17.02.2020 — 21:26

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018 Яндекс.Метрика