Культура древних динлинов

К содержанию книги «История Кузбасса» под общей редакцией А.П. Окладникова.

Большую область археологических памятников представляет лесостепная и степная территория Мариинского, Тяжинского и Тисульского районой Кемеровской области. Особенно много древних курганов вдоль берегов Кии около сел Усть-Серта, Шестаково, Кураково, Чумай; по Cepтe и ее притокам, около сел Тисуль, Дворниково, Барандат, на берегах Урюпа у сел Тамбар, Серебряково, Б. Пичугино и других.

Бронзовые предметы татарской культуры (могильник «Ягуня» VI-V вв. до н. э.)

Бронзовые предметы татарской культуры (могильник «Ягуня» VI-V вв. до н. э.)

Раскопки этих памятников начались в конце прошлого века. Еще в 1896 году Г. О. Оссовский раскопал курганы около сел Тисуль и Барандат. Как и большинство археологических памятников соседней Хакасско-Минусинской котловины, эти курганы оставлены одним народом и названы археологами памятниками тагарской культуры, по названию Тагарского озера.

Тагарская культура принадлежит к так называемым культурам скифского мира. Изобразительное искусство тагарского времени родственно «звериному стилю» скифов Причерноморья и саков Средней Азии. Оружие, сбрую, одежду тагарского населения обильно украшали фигурки зверей: козлов, оленей с ветвистыми рогами.

В IX—VIII веках до н. э. наступает заметный перелом в хозяйстве и культуре андроновского населения, жившего главным образом в северной части Хакасско-Минусинской котловины. Это и привело к образованию тагарской культуры, просуществовавшей до II века до н. э. Эта культура оставлена населением европейского облика, ее несколько условно можно приписать древним полулегендарным динлинам. Археологи установили, что этот народ прошел три этапа в своем развитии. Самый ранний период, относящийся к IX—VIII векам, характеризуют могилы в верховьях Чулыма. Бронзовые кинжалы, ножи, зеркала и посуда того времени очень похожи на предшествующие андроновские. Курганы невелики, а под насыпями имеются одиночные, вырытые в грунте, могильные ямы.

В курганах VII века до н. э. резко увеличивается количество изделий из бронзы. Динлины, в отличие от других народов, которые уже знали железо и умели изготавливать из него орудия труда, переживают пока расцвет бронзолитейного производства. В это время динлины заселили пространство Северного Кузбасса на запад до реки Кии и всю Хакасско-Минусинскую котловину.

В середине IV века до н. э. наступают значительные перемены в социальных отношениях динлинов. К этому периоду относятся огромные курганы, одиноко разбросанные по степям Мариинского, Тяжинского, Тисульского районов и в соседних районах Хакасско-Минусинской котловины. Каждый такой курган был родовой могилой. В огромных квадратных ямах часто находится до сотни и более остатков скелетов погребенных. Если раньше вместе с умершими в могилы клали подлинные вещи, которыми люди пользовались в быту, то теперь у скелетов мы находим миниатюрные копии этих вещей.

Это объясняется, очевидно, тем, что эти предметы утеряли былое хозяйственное назначение и сохранили чисто символический смысл, как память о бытовых предметах прошлого. Однако могло быть и наоборот, В то тревожное время, когда с востока двигались полчища гуннов, предметы вооружения могли иметь необычную ценность и поэтому в погребальном обряде были заменены миниатюрными копиями.

Тогда, надо полагать, шел усиленный процесс образования отдельных племенных союзов. В хозяйстве повышается значение скотоводства, так как только оно давало возможность в тех условиях наиболее быстро и легко обеспечивать людей пищей.

На юге Мариинского, Тяжинского и Тисульского районов возник своеобразный, так называемый Ачинско-Мариинский район тагарской культуры. Население этих мест обладало собственной базой бронзолитейного производства, добывая руды в верховьях Кии и Урюпа. Здесь же отливались разнообразные предметы из бронзы: ножи, проколки, кельты, наконечники стрел, кинжалы и всевозможные украшения.

Здесь совсем не знали орошаемого земледелия, которое к этому времени было широко известно в соседней, Хакасско-Минусинской, котловине.

Археологические памятники и наскальные рисунки того времени позволяют судить о жилищах и одежде тагарцев. Известно, например, что они жили в рубленых четыреугольных наземных жилищах и в конических юртах и шалашах, которые позже сохранились у алтайцев, хакасов и тувинцев.

Остатки кожи, тканей и украшений от одежды показывают, что люди тогда носили короткие, сшитые из шерстяной ткани рубахи к меховые штаны. Поверх надевалась шуба или сшитый из материи короткий, до колен, кафтан. На голове была вязаная шерстяная шапочка, а в зимнее время поверх ее надевался башлык. Женщины, кроме того, носили украшенный бусами передник.

Мирная жизнь этого европеоидного населения была нарушена вторжением в 205 году до н. э. полчищ гуннов во главе с шаньюем Модэ, которые до этого жили в Забайкалье.

Гунны подчинили часть местных племен. Но большая часть населения передвинулась на запад и северо-запад.

После прихода гуннов в технике окончательно укрепилось железо, которое теперь стало основным материалом для изготовления орудий труда и оружия. Пришедшие же на Енисей и в соседние с ним районы племена гуннов частично осели здесь, восприняли достижения тагарцев — динлинов в области земледелия и домашнего скотоводства. Так сложилась новая, связанная с этими историческими событиями, таштыкская культура.

Обновлено: 11.11.2018 — 09:30

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018