Пешком по городу

К содержанию книги «Юрга»

Люди, слышавшие от других, какой это прекрасный, чистый, зеленый город, и ни разу не бывавшие в нем, проезжая мимо Юрги на поезде, разочаровываются: «Что это за город, — говорят они потом. — Домики одноэтажные, куры и гуси по улицам бегают, пыльно, грязно». Частично они правы: привокзальная часть города, поселок 27-й пикет и Старая Юрга, расположенные вдоль железной дороги, не дают представления о современном городе. Но ведь о доме не судят только по воротам.

Станция Юрга-1 и пристанционный поселок Старая Юрга, откуда, как говорили в старину, «есть пошла» Юрга, во многом имеют сельский вид. Здесь действительно и домики одноэтажные, и куры по улицам бегают. Пристанционный участок в какой-то степени сохраняет облик районного центра. Недалеко от вокзала, в небольшом двухэтажном доме, располагался райисполком (переехавший сейчас в новое здание). Неподалеку — объединение Сельхозтехника, молочный завод, хлебоприемный пункт, библиотека и еще целый ряд различных районных предприятий и организаций. Однако сказать, что пристанционный участок — это еще не город, тоже нельзя. Пройдем по его главной улице имени Ленина. На ней целый ряд вполне городских зданий: кинотеатр имени 40-летия ВЛКСМ, магазины. Свернешь в сторону — там вполне городская средняя школа, большой современный больничный городок.

Но чтобы посмотреть сам город, надо сесть в автобус и проехать шесть-семь километров. Перепутать автобус не опасно. Чаще всего ходит первый: «Вокзал — Управление треста». Его и выберем.

Город начнется с четвертой автобусной остановки. Кондуктор объявит — пивзавод. Он слева. К нему прилегают цехи колбасной фабрики. А через дорогу, справа, будут видны корпуса сельского профессионально-технического училища. Здесь становятся трактористами-машинистами широкого профиля ребята из сел Юргинского, Яшкинского и многих других районов области.

Потом зона заводов: завод железобетонных конструкций, машиностроительный, вдалеке слева мелькнут корпуса абразивного завода. Автобус свернет направо, пробежит мимо утонувших в зелени и издали похожих на ульи домиков садоводов-любителей, поднимется в гору и… вот он — город.

Совсем недавно центральная часть Юрги имела несколько названий. Ее называли Вторым участком (в отличие от первого, где сейчас ЗЖБК). Именовали «Стройкой» и «Новостройкой» потому, что здесь постоянно много строили. Позднее, когда сюда перебрались все основные городские учреждения, когда появились первые многоэтажные дома, центр стали называть городом. И если сейчас иногородний спросит на вокзале первого встречного, как проехать в город, в ответ услышит: «Садитесь на первый автобус и после остановки «Второй участок» спросите улицу, какую вам нужно».

Автобус обходит центр за считанные минуты. Юрга — город небольшой, в нем около 80 тысяч жителей, то есть гораздо меньше, чем, скажем, в любом из районов Кемерова или Новокузнецка.

В Юрге до недавнего времени было всего три основных магистральных улицы: Ленинградская, Московская и Комсомольская. Названы они так вовсе не случайно. Первыми здесь поселились жители Ленинграда, Подмосковья, Краматорска и еще ряда городов Европейской части страны, которые в трудные военные годы эвакуировались в Сибирь и стали впоследствии первыми рабочими Юргинского машиностроителъного завода и первыми строителями сегодняшнего треста Юргапромстрой.

Пять семей возвели дома в стороне от общей застройки, и образовалась улица Пяти Домиков. Есть и улица Сорока Домиков, происхождение названия которой тоже нетрудно установить.

Если идти по Московской или Ленинградской улицам вверх по набережной Томи, то по разнообразной архитектуре домов можно проследить, как застраивалась Юрга. Еще недавно здесь стояли одноэтажные, на скорую руку сколоченные деревянные бараки. Это — военное время. Тогда не было ни средств, ни возможностей строить красивые и благоустроенные жилища. Сегодня они снесены, а на их месте растут пятиэтажные корпуса Юргинского механического техникума. Бараки сменяют двухэтажные дома послевоенного периода: маленькие окна, множество архитектурных деталей, тяжелые балконы, оградки причудливой формы. За ними дома так называемого рационального строительства, похожие на большие кирпичи, которые кто-то положил на бок. И замыкается Московская современным кинотеатром «Эра». За ним высоко взметнулись в небо девятиэтажные дома-свечи. Непривычно пока вписываются они в облик города, но за ними будущее. По плану генеральной застройки в Юрге будут строиться именно девяти-двенадцатиэтажные здания.

Пройдем по первому автобусному маршруту. Вот Дворец культуры машиностроителей «Победа». Строить его начали вскоре после войны. Потом строительство прекратили, а когда начали достраивать, первоначальный проект безнадежно устарел. Пришлось строителям переделывать даже фундамент. К моменту сдачи в эксплуатацию морально устарел и «новый» проект. Тот факт, что «Победа» — вчерашний день архитектуры, пожалуй, и сегодня больно задевает самолюбие юргинцев. Однажды в Юргу приехал Новосибирский симфонический оркестр, и разместить всех оркестрантов на сцене Дворца не удалось, многим из них пришлось играть за кулисами. Компенсировать это разочарование помогло лишь одно: дирижировавшие оркестром всемирно известные композиторы Арам Хачатурян и Дмитрий Кабалевский говорили впоследствии, что и город в целом, и его центральный клуб им очень понравились.

Узенькая улица Кирова, на которой стоит «Победа», летом становится темно-зеленой. Ее делают такой высаженные вдоль домов ели. У Московской улицы цвет светло-зеленый, вдоль нее — большей частью тополя и березы. Лет пятнадцать — двадцать назад посредине Московской лежали рельсы железнодорожной ветки. По ним маневровый паровозик доставлял песок и гравий из расположенного неподалеку карьера. Тогдашним жителям Московской этот паровозик просто житья не давал. Он пускал в окна домов черные клубы дыма, а то вдруг, среди ночи, рявкал так, что в окнах звенели стекла. Но нет худа без добра. Когда железную дорогу снесли, выяснилось, что улицу можно расширить, разбить посредине газон. Теперь, когда так и сделано, юргинские старожилы с благодарностью вспоминают крикливый и дымный паровозик: не будь его, разве пролегла бы так широко и свободно улица Московская. Прямая как стрела, она просматривается из конца в конец: от «Эры» до монумента, воздвигнутого на набережной в честь 50-летия Советской власти. В подножии монумента заложен патрон с экземпляром рукописной книги о Юрге, несколько страниц которой писали и авторы этих строк. Юргинские журналисты старались рассказать в ней, каким был наш город в 1967 году. А адресована она юргинцам второго тысячелетия. Они вскроют патрон в 2017 году и, мы уверены, удивятся тем грандиозным изменениям, которые произошли в городе за пятьдесят лет.

Они не могут не поразиться этому так же, как мы диву даемся, сопоставляя Юргу сегодняшнюю с той, что была хотя бы два десятилетия назад.
На недостроенных стенах дома в квартале «Е» мальчишки играли тогда в мушкетеров, а теперь этот дом считается одним из старых. Он был последним «городским домом» по дороге к реке Искитимке и поселку кирзавода. Дальше тянулись пустыри и поля, засаженные картофелем. А сейчас по обеим сторонам улицы Кирова высятся пятиэтажные дома. Особенно нарядные те, что по ее левой стороне. Они выходят на улицу не фасадами, не торцовой частью, а углами. Такое скопление домов из крупных панелей выглядело бы безликой серой массой, но когда один дом фиолетовый, другой синий, за ними голубой, желтый, зеленый — иное дело. Вместе они похожи на девочек в цветастых платьицах, бегущих куда-то наперегонки.

Тогда мы гордились единственным в Юрге пятиэтажным домом, в котором и сейчас размещается управление треста Юргапромстрой и женское общежитие строителей. Хотя пятиэтажным этот Г-образный дом можно назвать с натяжкой: поверх четвертого — нечто вроде мансарды с десятком окон, выходящих, на Ленинградскую и Строительную улицы. Расположенная рядом пожарная каланча уже тогда выглядела карликом. Сейчас ее так застроили вокруг многоэтажными домами, что просто непонятно, что могут разглядеть из-за них отважные борцы с пожарами.

Юрга — город маленький, но удивительно многоликий. Одни дома чинно выстроились вдоль улиц в шеренгу, другие, кажется, бегут взапуски, как расшалившиеся дети, а третьи стоят без всякого видимого порядка, будто к их строительству никакой планировщик не был причастен, будто сами выросли, где кому привелось.

Не похожи один на другой и городские скверы, Пожалуй, самый старый из них тот, что в квартале «Е». Маленький, уютный, с раскидистыми тополями, с фонтаном, где когда-то били водяные струи. Сейчас этот фонтанчик бездействует в ожидании, когда в город придет большая вода. Однако скверик и без него хорош. Сквер у «Победы» на вид более спортивный, открытый, менее домашний и заселяется вечерами исключительно молодежью. Сквер строителей, что против управления треста, пожалуй, самый нарядный и самый густонаселенный. Площадью он не больше других, но строители сумели собрать и вырастить на этом «пятачке» настолько удивительное многообразие кустарников и деревьев, что сквер кажется крошечным уголком настоящего русского леса.

Помнится, один постоянный автор юргинской городской газеты «Свет Ильича» все свои корреспонденции начинал с одних и тех же слов: «В нашем прекрасном, молодом и зеленом городе…» Дальше речь могла пойти и о борьбе с хулиганством, и о месячнике по безопасности движения, словом, о чем угодно. В редакции посмеивались над ним. Но все мы понимали, что о чем бы ни шла речь, автор непременно желал еще раз объясниться в любви к своему городу. Что поделаешь, если других слов для этого не находится.

Как-то на одном из городских газонов появились растущие аккуратненьким рядком… кактусы. Сейчас трудно припомнить, кто их высадил, но наверняка влюбленный в Юргу человек. Конечно же, он и не добивался, чтобы теплолюбивые южане прижились зимой. Хватит того, что взглянет летом прохожий и ахнет: «Надо же — в Сибири и… кактусы!» И подумает: «Вот она какая, наша Юрга!»

Из таких вот крошечных штрихов и вырисовывается лицо города. А его характер, его таланты и его полезность для общества — это люди и их труд.

Обновлено: 24.12.2020 — 12:12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018 Яндекс.Метрика