Петропавловская церковь в г. Салаир

К оглавлению книги «Православные храмы Кузбасса»

Селение возникло в 1626 году. После основания здесь в 1782, 1786, 1798 годах трех серебряных рудников, Салаирская горная контора обратилась 27 февраля 1803 года в Кузнецкое духовное правление с прошением, в коем говорилось: «Салаирский рудник начало свое воспринял в 1781 году. Затем в близости оного построен Гавриловский завод (1792 году). нынешний 1803 год имеется домов при руднике 359, при заводе — 126. Обывателей мужского пола — 1822, женского — 1433 душ. Ближайшее от Салаирского рудника село Бачатское, в коем имеется церковь, отстоит в 33 верстах. Не всякий в Бачатское село ехать может». По этой причине, как с прискорбием сообщается в прошении, «…в местном лазарете служители без исповеди умирают, младенцы многие остаются без крещения» (ТЕВ, 1897, № 23, с. 4).

Еще в 1801 году служащие рудника обращались к своему управляющему Федору Савельевичу Ваганову с просьбой о ходатайстве у вышестоящего начальства разрешения на постройку церкви. В этом же году просьбы рабочих были переданы начальнику Колыванских заводов Василию Сергеевичу Чулкову. Спустя некоторое время «…на доклад управляющего рудником Его Превосходительство приказать изволил церковь построить деревянную, на строение ея и украшение отнюдь казенными деньгами не заимствоваться, и как сие принадлежит до пользы общественной, то и стараться сбирать от доброхотодателей» (ГАТО, ф. 170, on. 1, д. 2314, л. 11).

Вначале в поселке построили небольшой молитвенный дом, в 1803 году приобрели второй для священника. Прихожане передали много ценных икон, написанных Осколовым, Сумкиным, а также церковную утварь и богослужебные книги. На Ирбитской ярмарке куплены были колокола (четырехпудовый, двухпудовый, полуторапудовый и два полупудовых), приобретены необходимые богослужебные книги, кадила, лампады и другую церковную утварь (Сорокин, 1992, с. 101).

В ночь на 24 декабря 1809 года молитвенный дом сгорел. Вместо него построили новый и начали сбор средств на постройку столь желанной церкви.

В 1829 году протоиереем из Кузнецкого духовного правления Дергачевым вместе с управляющим рудником Мевиусом выбирается место в центре поселка для постройки церкви. Проект деревянной, на каменном фундаменте церкви выполнил окружной архитектор Яков Попов из города Барнаула. Он же, вместе с помощником Федором Дюковым, осуществлял архитектурный надзор за строительством. В Центральном Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга сохранились рисунок и план этой церкви.

С 1830 года около 30 лет священником Петропавловской церкви служил Яков Карпович Пузырев, прибывший из Бачатской церкви. При нем были начаты и окончены работы по сооружению деревянного храма.

Согласно клировым ведомостям, постройка церкви на каменном фундаменте без колокольни была начата 29 июня 1831 года, окончена в 1834 году, а освящена в 1836 году. (ГАТО, ф. 170, on. 1, д. 2732, л. 10). Позолоченный резной иконостас для него был заказан в городе Барнауле в 1832 году у мастера иконописца «академика 10 класса» Михаилы Мягкова.

Однако, храм лишь около четверти века радовал взоры салаирцев. В ноябре 1859 года на руднике, где насчитывалось 3430 человек и 940 хозяйств, случился пожар, уничтоживший лучшую часть поселка — торговые лавки, богатые дома, больницу. Полностью сгорела и деревянная церковь.

Вместо нее стараниями местного купца Д.Д. Бекенина выстроили и в 1861 году освятили небольшую деревянную, однопрестольную кладбищенскую церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Однако, хлопоты о строительстве большого каменного храма продолжались. Императорский Кабинет поддержал стремление прихожан и заказал специальный проект, хранящийся в Центральном Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга.

Реализация его началась 14 мая 1900 года, но из-за финансовых трудностей затянулась до 1907 года. К строительству были привлечены опытные каменщики из алтайского села Жуланиха под руководством мастера Рогова. Рядом с церковью отстроили просторный дом для священника и отвели место для погоста, оградив все железной оградой. Тут же, в небольшом сквере на пьедестале, 19 февраля 1894 года установили бронзовый памятник царю-освободителю Александру II.

В фасадах храма, выполненного в стиле эклектики, наблюдается смешение «псевдорусского» стиля с «сибирским модерном. В плане он напоминает Троицкую церковь в селе Красное, тем более, что строились они в одно время в начале XX века.

Освятил храм 8 апреля 1907 года по благословению епископа Томской епархии настоятель прихода протоиерей Леонтий Попов, окончивший Тобольскую духовную семинарию. С 15 июля 1861 года он являлся духовником окружных церквей. Прослужив более 40 лет, умер в 1910 году и погребен у алтаря построенного при нем каменного храма. Кроме него в причт храма входили священник, дьякон и псаломщик.

При церкви действовало две школы: двухклассная церковноприходская и Министерства Народного просвещения, где обучалось более 200 мальчиков и девочек. Кроме того, в соседней деревне Гавриловка в церковной школе обучалось еще около 100 детей. Там в 1872 году был сооружен приписной молитвенный дом на средства отставного урядника Д.П. Ковцова. Имелась при Петропавловской церкви Салаира и богатая библиотека в 287 томов.

В советское время в 1933 году Петропавловская церковь была разграблена, колокола и кресты отправлены на переплавку, памятник Александру II исчез, а само здание церкви пришло в запустение. В 1936-37 годах репрессировали оставшихся священников: отцов Павла, Якова, Симеона и старосту Тимофея Кротова.

В 1941 году поселок Салаир преобразован в город. Появляется несколько мелких предприятий, расширяется рудник по добыче полиметаллов. Строятся новые дома, школы, кинотеатры, учреждения культуры. Еще в 70-х годах в связи с приближением выработок Салаирского рудника местные власти намеревались полностью уничтожить храм, начав вблизи взрывные работы, чем нанесли серьезный урон фундаменту. Был даже сочинен официальный документ с авторитетными подписями «специалистов», по которому храм объявлялся не представляющим архитектурно-исторической ценности. Казалось, судьба храма решена, и его разрушающиеся стены должны были навсегда исчезнуть с лица земли.

Однако, судьба на этот раз оказалась более милостива к Петропавловской церкви. Благодаря представителям Общества охраны памятников истории и культуры, краеведам и особенно директору Салаирского рудника А.М. Руденко, удалось восстановить истинную значимость храма как памятника историко-культурного наследия русских сибиряков.

С 1989 года стараниями настоятеля прихода священника Сергия Мосолова ведутся активные реставрационные работы по проекту архитекторов города Новокузнецка. 24 августа 1991 года епископ Красноярский и Енисейский Антоний освятил восстанавливаемый храм, а к 1995 году все работы были закончены. По пятницам, субботам и воскресеньям и в двунадесятые праздники проводятся богослужения, а на престольный праздник 12 июля и в день памяти мчч. Кирика и Улиты 28 июля устраиваются крестные ходы к сооруженной в 1995 году деревянной часовне у чудотворного родника.

На погосте у храмового алтаря восстановлена могила протоиерея Леонтия Попова. В храме имеются две старинные иконы — Божией Матери «Тихвинская», освященная в 1908 году на Афонской Горе в Русском Андреевском Общежительном ските; — икона вмч. и целителя Пантелеймона.

С сентября 1995 года преподаватель истории поселковой школы С.А. Юдина и настоятель начали занятия с 15 учениками в воскресной школе при храме по программе протоиерея Бориса Пивоварова. Имеется церковная библиотека, насчитывающая 300 книг.

В 1995 году в селе Сосновка открыт приписной приход во имя Успения Пресвятой Богородицы, в другом селе Ур-Бедари восстановлен приход существовавшей здесь с 1858 года деревянной Покровской церкви.

Обновлено: 10.12.2018 — 20:04

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018