К содержанию книги «История Кузбасса» под ред. А.П. Окладникова.
Невзгоды военных лет серьезно отразились на состоянии культуры Кузбасса. Многие здания учебных заведений, библиотек и клубов были заняты под эвакуированные предприятия и госпитали. Артисты Кемеровского театра драмы перешли в кинотеатр «Москва», отдав свое помещение под станки и прессы завода «Карболит». Около 50 сельских и колхозных клубов были превращены в зернохранилища. Свыше 100 клубов и изб-читален ютились в проходных комнатах сельсоветов и колхозных контор. Из 22 районных библиотек 17 находились в непригодных для работы помещениях. Книжный фонд библиотеки Таштагольокого района все годы войны пролежал в кладовой горноспасательной станции. Число клубов в области с 735 в 1940 году сократилось до 533 в 1945 году, а число массовых библиотек — с 494 до 160.
Значительно уменьшился в школах контингент старшеклассников: многие подростки заменяли отцов на предприятиях, в колхозах и совхозах. Часть школьников не могла учиться из-за материальной необеспеченности или отдаленности школ. Даже в 1945-46 учебном году по различным причинам занятия не посещали до 13 процентов детей школьного возраста. К концу войны в школах области работало 2238 учителей, не имевших даже среднего образования.
Переход к мирному строительству позволил повысить внимание к вопросам народного образования и культурного развития. В июле 1945 года в Кемерове состоялся областной съезд учителей, наметивший основные направления работы школ в условиях мирного времени.
Уже в 1945 году областные организации развернули большую работу по расширению сети школ, обеспечению всеобщего обучения, организации летнего отдыха детворы.
Большую помощь в строительстве и оборудовании школ оказывали предприятия, колхозы и совхозы. Нуждающиеся школьники обеспечивались обувью и одеждой.
Серьезную тревогу общественных организаций вызывали большой отсев учащихся школ, второгодничество, наличие детей школьного возраста, вообще не охваченных учебой.
В отчетном докладе на II областной партийной конференции отмечалось, что в январе 1947 года 4697 детей оставались вне школы, а область имеет самый высокий процент отсева учащихся в РСФСР.
Сказывались материальные затруднения родителей и плохие жилищные условия многих семей, слабая подготовка учителей, плохое состояние многих школ и недостаток учебников.
В конце 1946 года в школах области еще работало 637 учителей без соответствующего образования. Во многих районах учителя не имели возможности готовиться к урокам из-за отсутствия ламп и керосина. В Кузедеевском районе учителя месяцами не получали хлеба и заработной платы, не снабжались топливом. В ряде школ срывались занятия из-за отсутствия топлива. В школах Белова на целый класс подчас приходился один-единственный учебник. Последствия войны, а в отдельных местах нерасторопность или бездушное отношение к школе затягивали осуществление всеобщего обучения детей в городе и деревне.
Однако благодаря усилиям местных партийных и советских органов, благодаря активной помощи общественности к концу пятилетки в области народного просвещения были достигнуты определенные успехи. Если в 1940 году в (Кузбассе было 1876 школ, то в 1950 году их стало 2076. (Правда, количество средних школ еще не достигло довоенного уровня). Почти на 100 тысяч увеличилось общее число школьников.
Чтобы дать возможность получить образование подросткам и взрослым, не имевший возможности учиться в годы войны, открываются школы рабочей и сельской молодежи. В 1945-46 учебном году их было 41, а В 1950-51 — уже 401, число учащихся в них выросло до 14 тысяч.
Постепенно школы пополняются квалифицированными преподавателями. В 1950 году уже более половины всех учителей имели полное или незаконченное высшее образование.
В 1940 году в Кузбассе имелось два вуза — Сибирский металлургический и Новокузнецкий учительский институты, в которых вместе с заочниками обучалось полторы тысячи студентов. Вместе с заочниками 7600 учащихся занимались в 21 среднем специальном учебном заведении.
К 1950 году число студентов в вузах области выросло в три раза, а в техникумах — более чем в два раза. Новокузнецкий учительский институт в 1944 году преобразуется в педагогический. В Кемерове в 1950 году открылся горный институт и в 1952 году— педагогический.
Росту общего культурного уровня населения способствовала приобретавшая все больший размах деятельность культурно-просветительных учреждений. В четвертой пятилетке открылось 256 клубов и более 900 библиотек (к 471, которые были в 1946 году) с книжным фондом почти в два миллиона экземпляров. Вдвое увеличилось число киноустановок. Работа Дворцов культуры и клубов становится более полнокровной и разнообразной. Повсеместно создаются кабинеты производственно-технической пропаганды, ширится количество и тематика лекций и докладов. Вдвое выросло число кружков художественной самодеятельности в рабочих клубах.
В послевоенное время открываются еще два театра — Анжеро-Судженский драматический имени Ленинского комсомола и Кемеровский театр музыкальной комедии.