К оглавлению книги «Православные храмы Кузбасса»
Село Ишим раскинулось на правом возвышенном берегу реки Яи, вытянувшись вдоль главной улицы Трактовой (ныне ул. Декабристов) Томско-Красноярского участка бывшего Московского тракта. Основание села в 1726 году связано с переселением крестьян из Ишимской волости Тобольской губернии. Уже в 1798 году, судя по сохранившимся метрическим книгам и исповедальным росписям, в селе появляется свой приход. Вероятно, службы проводились в молитвенном доме, так как никаких упоминаний о церкви в дошедших до наших дней документах нет.
Соседство Московско-Сибирского тракта делало экономически выгодным положение села. Постоянно увеличивалось число жителей. Появляется необходимость в сооружении своего храма для большого числа прихожан. В 1803 году закладывается и начинает строиться кирпичная церковь. За неимением достаточных средств, сооружение ее растянулось на несколько десятилетий. Так, придел с левой стороны во имя свт. Николая построили и освятили еще в 1815 году, а центральный придел во имя Спаса Нерукотворного Образа сооружен был лишь в 1841 году. И все же храм не в состоянии был вместить во время престольных праздников всех прихожан разрастающегося села, которое ко второй половине XIX века получает статус волостного. В 1852 году стараниями крестьянина села Ишимского каменщика Симеона Игнатьева Алькова, возведен третий — правый придел в честь свт. Иннокентия Иркутского.
Пока на протяжении нескольких лет сооружались церковные приделы, основное здание с колокольней постепенно ветшало. В августе 1881 года указом Томской Консистории церковь запечатали из-за разрушений в главном Спасском приделе по причине просадки под тяжестью центрального купола, колокольни и крестов. Однако, по просьбе прихожан, в двух боковых приделах — Иннокентьевском и Николаевском разрешили проводить службы.
При церкви имелась библиотека с книгами и журналами богословского, нравоучительного и исторического содержания, которыми пользовались прихожане и причт, в составе священника и псаломщика.
За многолетнюю историю на службах в храме были многие выдающиеся исторические личности: и молодой Цесаревич Николай II во время своего возвращения из Японии в июле 1891 года и враги царского престола декабристы по пути в ссылку, и писатель А.П. Чехов по дороге на Сахалин.
Первая мировая война и революция потрясли всю Россию. Церковь в конце 20-х годов постигла участь всех других храмов. С ее разграблением исчезли планы застройки села и земельных угодий середины XIX века, книги, великолепные иконы и церковная утварь.
Гражданская война, коллективизация наложили свой отпечаток как на уклад жизни, так и на планировочную структуру села. Некогда величественно возвышавшаяся над селом церковь с декоративнопластическими приемами «сибирского барокко» остается в руинах, хотя и поставлена на государственную охрану как памятник архитектуры, а обновленная жилая застройка подошла вплотную к южному и западному ее фасадам.
В 1994 году московским архитектором А.Г. Афанасьевым подготовлен «Проект зон охраны и генеральная схема развития экомузея Ишим», одним из главных объектов которого станет каменный храм, реставрация которого намечена по проекту В.Н. Усольцева. По своему объемно-пространственному решению, по элементам сохранившихся наличников окон, восьмигранному барабану с волютами, карнизам колокольни Спасская церковь сильно напоминает Духовскую церковь города Томск.