К оглавлению книги «Междуреченск».
Здесь было дикое захолустье: непроходимые леса, болота, горы. Единственная связь с Кузнецком — реки. Местное население шорцы (кузнецкие татары) — было малочисленно, селилось по берегам рек.
Нынешний поселок Сыркаш, согласно легендам и рассказам старожилов, насчитывает более трехсот пятидесяти лет и назван по имени человека, первым построившего дом.
Есть такая шорская сказка.
Гора была когда-то голая как человек, когда он родится. Но вот деревья двинулись вверх все выше и выше за ними — травы и цветы. Птицы свили гнезда. Забегали звери. Пчелы стали стали собирать мед. И поднялся на гору человек. Не зря наши предки старались подняться все выше и выше.
Подходит эта сказка к Сыркашинской горе, к ее истории.
У подножия горы, где построил дом Сыркашев, была речка-курья, а в ее верховьях — большой камень. Сохранилась легенда о двух змеях — носителях бед, живших под этим камнем. Сюда шорцы приносили дары, чтобы избежать затопления и эпидемий.
Не одну сотню лет насчитывает поселок Чульжан. Шорцы называли его Крайним, ибо дальше люди их рода не жили. Старожилы помнят, как их деды и прадеды сплавляли отсюда по Усе меха и медвежатину, как тащили лодки волоком из Кузнецка, как косил здесь людей туберкулез.
В старинном улусе Косой Порог жили Чиспияковы. Представитель их рода Федор Чиспияков стал в двадцатые годы одним из первых просветителей шорского народа, а позднее — известным в Кузбассе писателем.
Карайский улус гордится своим воспитанником — ученым Андреем Чудояковым.
Старые шорские поселки были малочисленны. Шорцев вынуждали селиться по две-три семьи в глухой тайге: так легче было купцам и баям обманывать охотников.
Самый крупный из местных улусов — Сыркаш — насчитывал тридцать пять домов. Из этого поселка первые шорские учителя, братья Федор и Яков, сыновья Кузьмы Тельгерекова. Один из них — Яков Кузьмич — стал автором первого шорского букваря, встречался с Надеждой Константиновной Крупской.
Сыркаш гордится и учителем Арсентием Сидоровичем Майтаковым, авиационным штурманом в годы Великой Отечественной войны.
Своеобразие природы, характер рек, долин и гор отразились в местных шорских названиях. Их расшифровка показывает богатства края с одной стороны, трудную доступность этих богатств — с другой. Почему, например, река названа Усой? Ус — по-шорски — мастер. И надо было обладать поистине большим мастерством, чтобы пробить себе путь в горах, меняя время от времени русло, зажатое камнями, в верховьях усеянное порогами. А почему Чебалсу означает плохая вода? Потому что на лодке по ней невозможно было подняться. Один из притоков Томи Балыксу — рыбная река, другой ее приток — Казыр — буйный.
Здешние места заболочены: из-под земли выходили грунтовые воды. Топкое, покрытое мелким березняком пространство, шорцы называли кедре (тундра). Участок, где сейчас центр города, в переводе с шорского — место, где черт пролил свои слезы. Так коварно и неожиданно возникали здесь из-под земли курьи и водоемы.
Кедре оживало по весне и летом, богатое клюквой, грибами, водоплавающей птицей, огромным количеством диких коз. С Сыркашинской горы к Усе вела единственная тропа. Шорцы боялись тундры: птиц не били, карасей не ловили.
В первый год установления Советской власти в Кузбассе Совет Кузнецкого уезда принял меры для оказания помощи шорскому народу. Большие лодки-карбузы, груженные продуктами и охотничьим снаряжением, пошли вверх по Томи к улусам.
В 1921 году был организован Сыркашинский сельский Совет, объединивший поселки Сыркаш, Чульжан, Карай, Камешок, Тебу.
В 1925 году эти улусы вошли в Горношорский район с центром в городе Мыски.
В тридцатые годы, когда по всей стране проходила коллективизация хозяйств, здесь тоже создали колхозы: в Сыркаше был колхоз под названием «Новая жизнь», в Чульжане — «Первая пятилетка», в Карае — «Охотничьи люди». Попробовали заниматься земледелием. Но хлеб прел на корню: высока влажность, коротко лето. Не было у местного населения навыков к такому труду. Из земледельческих орудий в шорских домах было испокон веку разве что по нескольку корнекопалок, предназначенных для извлечения мучнистых клубней дикого кандыка. Землепашество не удалось, пытались заняться животноводством. В Чульжан были завезены высокой породы овцы, английские рысаки. И опять прирожденных охотников постигла неудача.
Местные земли хранили иную силу…