К оглавлению книги «Православные храмы Кузбасса»
Строительство поселка началось в 1932 году при разработке месторождения железной руды и после прокладки через поселок ж-д ветки. В это время в поселке насчитывалось 5434 жителей. К 1968 году их число увеличилось с 5434 до 11577 человек. За эти годы в поселке построены многоэтажные дома, различные предприятия и учреждения.
Приход открыт стараниями старосты православной общины В. Трапезникова в 1990 году. Он же пригласил в приход настоятелем старейшего протоиерея Кемеровской епархии Сергея Хомутова. К 1994 году была закончена перестройка деревянного жилого дома в небольшую живописную церковь, в росписях иконостаса и свода которой принял непосредственное участие сам настоятель о. Сергий.
Старейший клирик епархии митрофорный протоиерей Сергей Александрович Хомутов родился в 1924 году в городе Кузнецк в семье строителей и рабочих будущего металлургического комбината. До рукоположения в октябре 1958 года во диаконы, закончил школу и курсы чертежников, что навсегда определило его стремление к иконописи. В июле 1959 года рукополагается во священники первого своего Никольского храма города Новокузнецка. С сентября 1961 года по
октябрь 1964 года служит священником Успенской церкви города Бийск, затем до февраля 1967 года исполняет обязанности настоятеля Михайло-Архангельской церкви села Новоберезовка.
С 1967 года о. Сергий вновь в Кузбассе и служит до мая 1969 года настоятелем Ильинского храма города Тайга, затем до июля 1975 года — настоятелем Петропавловской церкви города Киселевск, в реконструкцию которой вложил много сил и таланта художника. После непродолжительной службы настоятелем Петропавловской церкви города Ужур с июля 1975 по март 1976 годов и священником Никольской церкви города Абакана до марта 1977 года вновь возвращается на родину и назначается настоятелем Пантелеимоновской церкви р.п. Кузедеево. Через три года он полностью перестраивает ветхую деревянную церквушку в современный каменный храм, вызвав этим крайнее неудовольствие уполномоченного по делам РПЦ по Кемеровской области и вышел за штат. С января 1981 года до перевода в Троицкий храм р.п. Темиртау служил настоятелем Благовещенской церкви города Абаза.
За многие годы службы протоиерей Сергий Хомутов был награжден палицей в 1974 году, Крестом с украшениями в 1979 году, орденом прп. Сергия Радонежского в 1985 году, митрой в 1988 году и орденом св. блгв. кн. Даниила Московского III степени в 1995 году.
В 1995 году о. Сергий с помощниками закончил резные работы на внешней обшивке храма и установил на тамбуре две иконы. В притворе церкви по стенам нанесены орнаментальные обрамления под иконы, обновлена окраска пола. Сделана утеплительная обшивка колокольни и забетонированы отмостки храма.
Архитектура Троицкого храма напоминает типовые проекты церквей, рекомендуемые Томской епархией в начале XX века. В ней прослеживается сплошная эклектика — смешение старорусского северного деревянного стиля, выраженного в основных пропорциях храмовой части и колокольни, в декоре наличников окон и дверей с элементами карнизов, в отделки углов сруба, характерных для каменных храмов конца XIX века городов Томск, Барнаул, Омск.
При строительстве Троицкого храма к простому срубу была прирублена прямоугольная апсида, с северной и южной сторон — прямоугольные пристройки, а с западной — трапезная с главным входом. Основной сруб перекрыт высокой четырёхскатной кровлей, на конек которой выставлена большая низкая главка, четыре других объема поверх двухскатной кровли увенчаны низкими барабанами и главками. Б плане церковь напоминает крест. В 1994 году к трапезной пристроена деревянная, трехъярусная колокольня с ярусом звона. Фасады церкви с каждым годом все больше и больше украшаются накладной резьбой. Под церковью сделан хозяйственный подклет. Иконостас церкви двухъярусный, с применением нескольких старых иконостасных икон, решен в стиле эклектики с развитым растительным орнаментом. Общее цветовое решение белоголубое без позолоты.
В таком виде храм напоминает классическую маленькую деревянную церковь конца XIX века, хотя построен в конце 80-х годов XX века. Это один из наиболее ярких положительных примеров удачного современного строительства деревянного храма.