К оглавлению книги «Православные храмы Кузбасса»
Место для старейшего села Кузнецкого края — Брюхановского, основанного, по некоторым данным, еще в 1626 году, определено равниннохолмистым рельефом, удобным для хлебопашества, и наличием двух спокойных небольших речек — Касьмы и Кукуйки. Первые поселенцы занимались хлебопашеством и скотоводством, в дальнейшем Брюхановское обстраивалось и развивалось как торговое село Томско-Кузнецкого участка Сибирского тракта, соединявшего Томский и Гурьевский железоделательные заводы с городами Сибири. Брюхановские крестьяне были приписаны к Алтайскому горному ведомству и посезонно выполняли различные трудовые повинности.
К середине XIX века Брюхановское по количеству жителей в 500 человек относилось к числу крупных сибирских сел Томской губернии, являясь центром Касьминской волости. К концу XIX века здесь числилось уже 1400 жителей на 209 дворов, функционировало высшее начальное училище, регулярно проводились ярмарки, чему способствовали наличие в селе трех кожевенных и кирпичного заводов, обилие сельскохозяйственной продукции (Список населенных мест Томской губернии, 1893, с. 284).
К началу XX века число крестьянских хозяйств увеличивается до 299, появляются в селе маслоделательный завод и церковноприходская школа. В советское время Брюхановское было переименовано новой властью в село Красное, значительно изменившее свой внешний архитектурный облик.
Судьба первой деревянной церкви неизвестна. Строительство второго, также деревянного храма начинается 14 января 1852 года, когда доверенный от общества крестьян Степан Никитич Чалдин подал прошение на имя Государя Императора Николая II на «…построение новой деревянной церкви, во имя святой Троицы, в означенной деревне Брюхановой» (ГАТО, ф. 170, on. 1, д. 3402, л. 140). 5 июня этого же года состоялась закладка храма, возводившегося в течение трех лет на народные пожертвования. По окончании строительства еще целый год живописцы работали над его росписью. Торжественное освящение уже завершенного храма во имя Святой Троицы произошло 26 ноября 1856 года по благословению епископа Парфе- ния (ГАТО, ф. 170, on. 1, дд. 3402, 3743).
Архитектурный облик деревянной Троицкой церкви можно представить лишь по аналогам, сохранившимся в архивах в виде проектной документации. Вероятно, его образность строилась на сочетании приемов культовой традиционной архитектуры и классической стилистики. Так как типология церковных проектов не была чем-то застывшим и неизменным, она давала возможность архитекторам Томской Духовной Консистории и Губернского строительного комитета корректировать свои проекты сообразно местным условиям. Кроме того, осуществление проекта находилось в прямой зависимости от собранных по приходу средств.
Церковь с 1853 года имела приход, куда кроме Брюхановского входило еще 7 деревень с числом прихожан более 2 тысяч. Причт состоял из 4 клириков — священника, диакона, дьячка и пономаря. С перемещением центра 13-го благочиния в село Брюхановское, количество прихожан увеличивается до 3 тысяч. В 1889 году в селе открывается церковная школа грамоты, в которой диаконом П. Романовым, обучались 32 человека. С 1902 года школа получает статус церковноприходской. Законоучитель действующего в селе Брюхановском высшего начального училища протоиерей А.Т. Горизонтов на протяжении нескольких лет собрал при храме библиотеку, доступную многим прихожанам.
В 1898 году деревянная Троицкая церковь сгорела, но большую часть ценного церковного имущества и библиотеку удалось спасти. Богослужения временно проводились в молитвенном доме, выстроенном на месте сгоревшей церкви. Сбор средств на строительство нового храма решением схода жителей и с разрешения Томской Духовной семинарии проводился в течение года крестьянами сел Брюхановского и Дмитриевки — А.П. Карнауховым и В.Ф. Радостаевым по всей епархии (ГАТО, ф. 170, оп. 7, д. 179, л. 2).
Немаловажное значение для возведения нового каменного храма оказало вступление в 1902 году в должность настоятеля священника Павла Ивановича Кобылецкого. Получив образование в Томской Духовной Консистории, он был рукоположен в 1895 году, после чего состоял Змеигородским уездным наблюдателем церковных школ и следователем 29-го благочиния. Награждался бронзовой медалью за участие во всеобщей переписи населения Российской империи, а в 1901 году — набедренником за усердную пастырскую службу. Сразу по прибытии на службу в село Брюхановское написал рапорт в Томскую Духовную Консисторию о возведении каменного храма, в котором говорилось: «…с самого первого дня моего служения в селе Брюхановском я прилагаю все старания к тому, чтобы расположить прихожан к постройке храма, и, благодарение Господу Богу: прихожане 2 февраля 1903 года постановили приговор о постройке в селе Брюхановском каменного храма, который бы мог вместить 500 молящихся; при этом прихожане проявили согласие внести в кассу попечительства на постройку вышеозначенного храма по 10 рублей с каждого лица мужского пола от 15 до 60-летнего возраста в продолжении четырех лет» (ГАТО, ф. 170, оп. 7, д. 179, л. 2).
В 1907 году проектная документация каменной Брюхановской церкви была утверждена строительным отделением Томского губернского правления. Архитектором И.О. Носовичем был откорректирован один из типовых проектов Атласа чертежей Священного Синода, положенного за основу при возведении Брюхановского храма. Строительство намечалось на прежнем
месте на сельской площади. Поэтому молитвенный дом отсюда переносился на местное кладбище, с сохранением за ним прежней служебной функции, но с изменением престола во имя прп. Серафима Саровского.
24 июня 1908 года при большом стечении народа благочинный Леонтий Попов в сослужении священников других приходов совершил торжественное освящение закладного камня Троицкой каменной церкви. На старинной фотографии тех дней, хранящейся в сельском Музее истории крестьянского быта, запечатлены благочинный Леонтий Попов, настоятель П.И. Кобылецкий, псаломщик А.Е. Зеленков, церковный староста С.Н. Пьянков, диакон Н.А. Наганов, председатель церковноприходского попечительства П.Е. Перевалов.
Каменный храм возводится в исключительно короткие сроки, несмотря на его довольно внушительные размеры. Уже через год, 12 июня 1909 года, в Томскую Духовную Консисторию сообщалось, что «…новостроящийся в селе Брюхановском храм во имя Святыя Живоначальныя Троицы, постройкою в черне окончен» (ГАТО, ф. 170, оп. 7, д. 179, л. 48). Этап отделочных работ был также непродолжителен и закончен к сентябрю этого же года.
В долгожданный день 18 февраля 1910 года по благословению Томского епископа Макария благочинный протоиерей Леонтий Попов в сослужении клириков Томской Консистории и других благочиний совершил торжественное освящение Свято-Троицкой церкви.
На следующем витке истории храм все чаще выполнял миссию утешителя в скорби вдов и сирот — Россия находилась в состоянии войны с Германией. Вскоре разразилась революция, а с ней братоубийственная гражданская война, исковеркавшая души и судьбы людей. В последней из клировых ведомостей Свято-Троицкой церкви за 1918 год значится все тот же священник П.И. Кобылецкий, которому тогда было всего 45 лет. Вероятно, он и остался единственным настоятелем каменной Брюхановской церкви от ее воздвижения до закрытия. В 30-е годы, по воспоминаниям местных жителей, он был расстрелян как враг народа.
Со здания снимаются главки, колокольня, завершения храмового объема, и многие годы оно используется под библиотеку. С 70-х годов заброшенное здание разрушалось вплоть до восстановление прихода в 1992 году. К 1995 году здание каменного храма было отреставрировано стараниями бывшего строителя, ставшего после рукоположения настоятелем, священника Владимира Рассказова по проекту архитекторов В.Н. Усольцева и П.Г. Тиманова.
В фасадах Троицкой церкви присутствуют, в основном, элементы стиля «модерн», характерного для архитектуры начала XX века. При графической реконструкции утраченных частей храма авторами проекта взят за основу стиль «модерн» с некоторыми элементами «псевдорусского» стиля — кокошники над проемами яруса звона колокольни и кокошники над окнами светового барабана храмовой части, порталом главного входа. К элементам модерна на фасадах храма можно отнести: одиночные и сдвоенные окна полуциркульного очертания с полуциркульным наличником сверху, полуциркульное завершение стен фасадов храмовой части, профили карнизов.
Вокруг отреставрированного храма сделали каменнометаллическое ограждение и благоустройство территории с высадкой лип. Продолжены работы по изготовлению и росписи иконостаса московскими и новокузнецкими иконописцами. Бывший молитвенный дом переоборудован настоятелем под воскресную школу и библиотеку.
В конце 1995 года образуется самостоятельный Краснинский благочиннический округ, куда вошли вновь образованные приходы и крестильный храм в р.п Промышленная. Благочинным назначается настоятель Троицкой церкви священник Владимир Рассказов.