Угольная промышленность Кузбасса в 1951-1958 гг.

К содержанию книги «История Кузбасса» под ред. А.П. Окладникова.

За Кузнецким бассейном упрочилось звание второй всесоюзной кочегарки страны. Уступая Донбассу, Кузбасс намного опередил по добыче угля другие угольные районы Советского Союза.

За 1950—1958 годы добыча угля в Кузбассе выросла на 85 процентов. Его шахты и разрезы дали в 1958 году 72 миллиона 641 тысячу тонн угля, или почти в 4,5 раза больше, чем в предвоенном 1940 году.

Вошли в строй такие крупные шахты, как «Тайбинская», «Чертинская-1», «Абашевская-3-4», «Полысаевская-3», «Березовская-1», «Егозовская-1-2», «Зиминка-Капитальная». С пуском шахты «Томусинская-1-2» на юге области среди хребтов Горной Шории возник новый угледобывающий район.

Всего к началу 1958 года в Кузнецком бассейне насчитывалось 75 шахт, уступающих по численности, но превосходящих по мощности шахты Донбасса и Подмосковья. В среднем каждая шахта Кузбасса давала в два с половиной раза больше угля, чем в Донбассе. Угольные предприятия мощностью свыше миллиона тонн в год каждое в Кузбассе давали девять десятых, а в Донбассе — лишь половину общей угледобычи.

За послевоенные годы геологи выявили ряд участков, пригодных для открытой добычи угля. Строительство угольного карьера обходилось несравненно дешевле и осуществлялось в несколько раз быстрее, чем постройка шахты такой же мощности. Да и себестоимость угля, добываемого открытым способом, была гораздо ниже. Отсюда понятно повышенное внимание партийных органов и руководителей угольной промышленности к развитию этого прогрессивного способа угледобычи. Вслед за Краснобродским и Бачатским разрезами, вступившими в строй в 1948—1949 годах, в 1953—1955 годах были открыты разрезы (Киселевский, имени Вахрушева, Байдаевский, Листвянский, Грамотеинский, Кедровский, Новосергиевский, Свободный, Красногорский. Годовая мощность Кедровского карьера составляла свыше миллиона тонн, мощность восьми карьеров достигала миллиона тонн каждый, и только годовая проектная мощность трёх карьеров не превышала 300 тысяч тонн.

Были сданы в эксплуатацию Тайбинская, Чертинская и другие обогатительные фабрики, предназначенные в основном для обогащения коксующихся углей. Общее число фабрик к 1958 году достигло 28. Они были способны переработать свыше 25 миллионов тонн .угля.

С 1952 года на прокопьевской шахте «Тырганские уклоны» началась опытная эксплуатация гидравлической установки. В 1953 году на Ленинском руднике вошла в строй первая в мире гидрошахта «Полысаевская-Северная». В 1957 году начали давать уголь гидроучастки на шахтах «Коксовая», «Зиминка-З-4» и «Красногооская». Разработка нового перспективного гидравлического способа добычи угля, предложенного доктором технических наук В. С. Мучником, была большим достижением научных работников и шахтеров бассейна. И хотя внедрение нового способа добычи угля, встретило значительные трудности, в 1957 году с помощью воды было уже добыто около миллиона тонн угля.

Особенно быстро развивалась открытая добыча угля. Её технической базой стали мощные экскаваторы, производство которых было освоено отечественными заводами тяжелого машиностроения в послевоенные годы. Удельный вес открытой добычи угля з Кузбассе за 1950—1958 годы поднялся с 2 почти до 16 процентов. Всего за 1958 год карьеры дали 11,5 миллиона тонн топлива.

Широкую дорогу в забоях шахт получают угольные комбайны. Инициаторами их высокопроизводительного использования становятся механизаторы Ленинского рудника. Именно здесь, на шахте имени С. М. Кирова, в 1951 году родился новый всесоюзный рекорд комбайновой добычи угля. Рабочие-новаторы, инженеры и техники смело пошли на коренное усовершенствование конструкции комбайнов «Донбасс», приспособив его для работы на более мощных пластах. B 1952 году новаторство и мастерство механизаторов П. Д. Трефелова, А. А. Чусовлянова, С. П. Первухина, В. П. Скрябина и других было отмечено званиями лауреатов Государственной премии.

Много вдохновенного творческого труда в совершенствование механизированной добычи угля вложили новаторы шахты «Журинская-4» А. А. Соловьев, А. В. Куваев, И. Е. Соскин, изобретатели братья Стажевские и многие другие.

В итоге уже в 1955 году среднемесячная производительность угольных комбайнов была в Кузбассе выше, чем на их родине — Донецком бассейне. Большей, по сравнению с Донбассом, была и производительность тяжелых врубовок, электровозов, погрузочных машин. Механик шахты «Байдаевская» Я. Я. Гуменник в 1955 году создал исключительно высокопроизводительный проходческий комбайн ПКГ, который вскоре получил всесоюзное признание. С начала 50-х годов стало распространяться крепление выработок металлическими стойками, что позволяло повысить безопасность горных работ и сократить расход крепежного леса.

Оснащение шахт передовой техникой, распространение новых методов добычи угля, возрастающее мастерство горняков благоприятно сказались на темпах роста производительности труда и снижении себестоимости угля. В 1958 году производительность горняцкого труда по сравнению с 1940 годом возросла в полтора раза и была на треть большей, чем в 1950 году.

Самую высокую производительность труда имели горняки технически передовых Беловского и Ленинского рудников. Выработка рабочих, занятых на добыче угля в карьерах, примерно в 4 раза превышала выработку горняков шахт. Вдвое эффективней был труд горняков на гидрошахтах. Снижалась себестоимость кузнецкого угля. Так, с 1950 по 1957 год она была снижена в целом по бассейну на 21 процент. Наиболее дешевый уголь давали разрезы, гидрошахта «Полысаевская-Северная», шахты №. 4-6 и «Суртаиха» Киселевского рудника, широко применявшие щитовую систему добычи угля.

Себестоимость угля в Кузбассе была несколько выше, чем в Караганде и Восточной Сибири, но значительно ниже, чем в среднем по СССР, Донецкому и Подмосковному бассейнам. Так, в 1958 году себестоимость кузнецкого угля составляла 64 процента, подмосковного — 222, донецкого — 117 процентов средней себестоимости по стране.

Угли Кузбасса, в особенности коксующиеся, находили широкий сбыт в Сибири, на Урале и в европейской части СССР. Низкая себестоимость позволяла им выдерживать высокие расходы дальних перевозок.

Коксующийся уголь Кузбасса везли на Магнитогорский, Нижнетагильский, Челябинский, Орско-Халиловский металлургический комбинаты, на Московский коксогазовый и Череповецкий металлургический заводы. Крупным потребителем энергетических углей оставался железнодорожный транспорт. В послевоенные годы значительно возросли поставки угля электростанциям Сибири и Урала, химической, машиностроительной и другим отраслям промышленности.

В 1957 году из 65 миллионов тонн угля, добытого в Кузбассе, 24 миллиона тонн было потреблено в Западной Сибири, 5 миллионов тонн — в Средней Азии и свыше половины — 36 миллионов тонн — было отправлено на Урал и в европейскую часть СССР.

Обновлено: 19.11.2019 — 18:48

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018