Завтра города

Из книги И.А. Балибалова «Кемерово: вчера, сегодня, завтра».

Генеральным планом предусмотрено дальнейшее развитие Кемерова как административного и культурного центра Кузбасса с населением 650 тысяч человек.

Основной профессией города будет химия. Количественный и качественный рост выпуска продукции будет продолжаться за счет технического перевооружения предприятий, освоения прогрессивной технологии и на этой основе достижения полной переработки сырья в замкнутом цикле.

Дальнейшее развитие городского промышленного комплекса будет тесно связано с решением проблемы защиты воздушного бассейна и реки Томи от вредных выбросов, что предопределяет коренное улучшение условий труда и микроклимата во всех районах города.

Проблема защиты окружающей среды — создание систем управления чистотой воздуха и воды, сохранение ландшафта, рациональное использование угля, руд и минералов — задача огромной государственной значимости, решение которой требует времени, творческого труда как работников науки и техники, так и всех производственников.

Заботясь об улучшении условий жизни тружеников Кузбасса, Советское правительство приняло постановление «О мерах по предотвращению загрязнения бассейна реки Томи неочищенными сточными водами и воздушного бассейна городов Кемерова и Новокузнецка промышленными выбросами».

В основу решения проблемы защиты города от загрязнения промышленными выбросами и стоками была принята региональная научно-техническая программа, созданная Сибирским отделением Академии наук СССР, в реализации которой, кроме главных институтов академии, принимают участие все высшие учебные заведения и предприятия города.

За минувшее пятилетие, опираясь на всестороннюю помощь партийных и советских организаций, ученые Кузбасского политехнического института, университета, медицинского и технологического институтов выполнили большой объем научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ. В отраслевой лаборатории Минхимпрома при Кузбасском политехническом институте завершена работа по 60 комплексным темам. Исследованы все источники загрязнения окружающей среды. На всех химических предприятиях произведена паспортизация отходов, пригодных для утилизации. Разработаны методики комплексной эколого-экономической оценки действующих и будущих производств. Создана система учета и контроля за вредными выбросами и запыленностью воздуха, на основе которых ученые медицинского института ведут исследования степени воздействия выбросов на здоровье человека.

Ученые государственного университета разрабатывают систему биологической защиты города, где будут даны рекомендации по размещению зеленых насаждений, парниковых хозяйств, зон отдыха и развлечений.

Ключевой проблемой защиты природы и повышения эффективности общественного труда является создание безотходной технологии на всех предприятиях городского промышленного комплекса. В производственном объединении «Азот» отходы в процессе производства капролактама повторно используются в качестве сырья для выпуска новых видов продукции.

В десятом пятилетии в связи с завершением первого этапа реконструкции коксового блока на коксохимзаводе несколько сократились истоки загрязнения атмосферного воздуха. Закрыты все производства на старом заводе. Новые коксовые батареи оборудованы устройствами бездымной загрузки, а самая мощная из них — пятая — также и установкой сухого тушения кокса, что исключает полностью выбросы вредных веществ в воздух. В ближайшие годы здесь, на месте двух старых батарей, будут построены новая мощная батарея с полной утилизацией побочных продуктов и тепла и биологические установки, что позволит полностью закрыть стоки в реку Томь.

Существенное влияние на сокращение загрязнения воздуха окажет и рациональное использование природного газа в качестве топлива на ведущих предприятиях города. С вводом в действие коммунального моста через Томь значительно сократятся потоки автотранспорта на центральных улицах, что безусловно скажется на чистоте воздуха.

Преимущественное развитие в будущем получат предприятия легкой промышленности на базе использования местного сырья, в частности капролактама, выпускающие широкий ассортимент синтетических тканей, трикотажа и других товаров народного потребления.

Более ускоренными темпами будет развиваться и пищевая промышленность с целью удовлетворения потребностей горожан в продуктах питания.

В сфере материального производства преимущественное развитие получит машиностроение. Головным предприятием будет завод металлургического и горного оборудования. Строительство его развернется на северной окраине Рудничного района города. Мощные железобетонные корпуса раскинутся на обширной территории. По объему производства уникального оборудования для шахт и металлургических заводов и по количеству занятых здесь рабочих завод станет машиностроительным гигантом в Западной Сибири.

Вторым крупным машиностроительным предприятием города будет завод химического оборудования, расположенный на южной окраине заискитимской промплощадки. На новой технической основе перевооружаются заводы «Кузбассэлектромотор» и «Строммашина», продукция которых пользуется спросом не только в нашей стране, но и во многих зарубежных странах.

Кемеровские мастера металлообработки в будущем станут во многом определять темпы развития территориально-промышленных комплексов Сибири и Дальнего Востока.

И еще две отрасли народного хозяйства получат преимущественное развитие — это теплоэнергетика и строительная индустрия. Однако в отличие от химии и машиностроения, их развитие будет обусловлено потребностями будущего города. Если раньше наши электростанции специализировались на выработке электроэнергии, то начавшаяся реконструкция электрохозяйства областного центра уже идет с учетом максимальной теплофикации как всех жилых районов, так и промышленного комплекса. Наряду с ростом производственных мощностей на действующих теплоцентралях намечено строительство теплоцентрали в Рудничном районе, предназначенной обеспечить теплом и светом новые жилые массивы.

На протяжении всей истории города строительство сдерживалось отсутствием надежной строительной базы. Между тем наличие природных ресурсов: диабаза, мрамора, Красновых и огнеупорных глин, известняков, залежей горельника в сочетании с побочными продуктами химии, отходами древесины, золой теплоэлектроцентралей — открывает неограниченные возможности для производства всех необходимых строительных материалов, отвечающих требованиям современного градостроительства. Поэтому Генеральным планом предусматривается создание в городе целой серии предприятий по производству стеновых материалов из легких и цветных железобетонов, каменного литья для сантехники, древесных и глазурованных плит, кровельных и других изделий для внешней и внутренней отделки зданий.

Дальнейшее развитие получит угольная промышленность. Копры новых шахт поднимутся над Барзасской тайгой за городской чертой, в окрестностях города Березовского, где угольные поля наиболее доступны для подземной разработки.
Таким в общих чертах видится будущий промышленный комплекс областного центра Кузбасса.

Жилые массивы Большого Кемерова размещаются на пяти прибрежных террасах. Застройка районов, как и прежде, будет вестись по так называемой полицентрической системе: в каждом районе свой общественный центр с комплексом административных и общественных зданий, площадей, парков, скверов и транспортных магистралей, но при обязательном условии сохранения природного ландшафта.

Однако не все районы с прилегающими к ним промышленными площадками равнозначны по количеству жителей и выразительности архитектурного рисунка. В более обширных правобережных районах будет проживать только две пятых жителей, остальное население разместится на левобережье, в центральной части города. Столь своеобразная планировка обусловлена главным образом тем, что две трети земли в городской черте расположены на угленосной территории, где нельзя вести капитальное строительство. Вместе с тем приходится учитывать исторически сложившуюся застройку как промышленного комплекса, так и жилых массивов и в этой связи вести поиск разумных и целенаправленных решений для создания наиболее благоприятного микроклимата, яркой выразительности архитектурного ансамбля, наиболее полного обеспечения горожан всеми современными видами культурного и бытового комфорта.

Лицом будущего Кемерова станет левобережный жилой массив с его исторически сложившимся административным и культурным центром на второй притомской террасе.

С западной стороны город будет защищен от промышленного комплекса полосой зеленых насаждений.

Значительно обновится главная магистраль города — проспект имени Ленина. Исчезнут здесь серенькие двухэтажки от привокзальной площади и до улицы Дзержинского. На этом месте будут украшать проспект высотные жилые дома. Новые архитектурные ансамбли появятся на левобережье возле моста напротив Комсомольского парка, на перекрестке с улицей Волгоградской и на бульваре Строителей.

В ближайшие годы будет завершен архитектурный ансамбль Университетской площади и прилегающей к ней Искитимской набережной, которая по замыслу зодчих станет привлекательной зоной отдыха. Бетонная плотина перекроет речку Искитимку, и зеркало прудов будет простираться в пойме до Красноармейского моста. После реконструкции набережную украсят обновленные корпуса университета и плавательного бассейна. Рядом появятся выставочный комплекс и Дворец
пионеров и школьников, игровые площадки которого выйдут на берег Томи, к мостику, перекинутому на остров. Удобным местом прогулок станет украшенная монументальной скульптурой правобережная терраса Искитимки. С просторной цирковой площадки пешеходные дорожки сначала побегут по течению реки, а за Университетским мостом повернут направо и по зеленой полосе протянутся параллельно Октябрьскому проспекту до эспланады общественного центра.

Расположенный на третьей приречной террасе, или, как говорят старожилы, на макушке Суховского увала, общественный центр будет самым красивым архитектурным ансамблем будущего города.

На солнечной стороне Ленинского проспекта, напротив Комсомольского парка, встанут корпуса комплекса проектных институтов, а рядом поднимется на восемнадцатиэтажную высоту гостиница «Турист» более чем на 700 номеров. Поставленная на самую высшую точку террасы, гостиница будет венцом силуэта Кемерова.

За фасадами гостиницы, универмага, Дома быта, ресторана, большая территория отводится Дворцу спорта с его открытыми и закрытыми игровыми площадками, где каждому юноше и девушке предоставится возможность испытать свои силы и способности, найти свое призвание в спортивных играх. И еще одна отличительная привлекательная черта нового общественного центра — здесь будет много зелени, уютных мест для отдыха.

Второй достопримечательностью города будет расположенный восточнее общественного центра жилой район, ограниченный проспектами Ленина, Московским, Ленинградским и Комсомольским. «Шалготарьян» — так назван новый жилой массив, который вмещает в себя два микрорайона, разделенных по восточной оси широким Октябрьским проспектом, но связанных между собою подземным переходом. На территории в 56 гектаров здесь разместятся 37 жилых домов с шестью тысячами квартир и до полусотни больших и малых общественных зданий и сооружений культурно-бытового назначения, в том числе — две сред-
них школы, шесть детских комбинатов, детская поликлиника, универсальный и мебельный магазины, ресторан-столовая, кафе, торговая площадь, крытые пешеходные бульвары, спортивные площадки, два гаража, овощехранилище, пункты приема вторсырья, почта, телеграф, водные бассейны, клуб, диспетчерский пункт инженерного оборудования…

«Шалготарьян» будет выделяться высотой: девяти-, двенадцати- и
шестнадцатиэтажные дома встанут здесь вдоль проспектов, не повторяясь, не копируя друг друга. Каждый дом будет облицован цветной керамической плиткой в зависимости от места в жилом массиве и рельефа местности и наделен индивидуальными выразительными штрихами.

Новизна планировки здесь достигается путем выноса из первых этажей всех торгово-бытовых точек во встройки между домами и на углы проспектов, что создаст больше удобств жителям микрорайонов.

Речным фасадом центра города станет Московский проспект, который от Университетского моста пойдет параллельно Октябрьскому проспекту по полукружью косогора. На этом пути проспект замкнет Пионерский бульвар и дальше, обойдя с пойменной стороны корпуса нынешней областной больницы, пересечет эспланды общественного центра и через подземный проезд выйдет к жилому району «Шалготарьян».

Уникальная по рельефу трасса проспекта открывает зодчим простор для создания здесь ярких, запоминающихся ансамблей, отвечающих самым строгим требованиям архитектурного искусства.

Высота! Вот что будет впечатляющей чертой Московского проспекта. Рельеф местности предопределяет строить здесь только крупнообъемные высотные общественные здания в сочетании с городскими коммунальными сооружениями.

У Московского проспекта еще одно немаловажное преимущество: расположенный в самой низкой точке Кузнецкой котловины и защищенный от северных ветров приречными увалами и сосновыми борами, он будет самым тихим и уютным уголком будущего города, где возможно при современном уровне техники решить проблему раздельного движения — исключить встречи человека с автомобилем. Здесь возможно сделать пешеходную дорогу и автотрассу на разных уровнях, разделив их полосой зеленых посадок, а прилегающую с северной стороны проспекта луговую террасу, простирающуся от устья Искитимки и до Журав- левской излучины, после регулирования реки Томи, превратить в парковую зону с комплексом гидротехнических и других спортивных сооружений и большим ботаническим садом.

Однако главным украшением будущего города по-прежнему останется правобережный сосновый бор, где уже начаты работы по сооружению парка Победы на площади двести гектаров.

Проектом детальной планировки предусмотрено в первую очередь строительство прогулочных дорожек, благоустройство и озеленение площадок отдыха. Основные сооружения парка разместятся на северной и южной опушках бора, вблизи входов в парк, где в основном будут сосредоточены игровые площадки и закрытые павильоны. Спортивный комплекс выносится на вершину открытого приречного увала, соединенного подвесной дорогой с Притомской набережной в районе городского сада. Столь своеобразная планировка парка обусловливается задачей сохранения соснового бора, создания наиболее надежной системы жизнеобеспечения флоры парка.

Город в радиусе 50 километров окружает зеленая зона, которая включает в себя такие живописные уголки, как Писаные скалы, Подъяковские кедровники, Верхотомский, Журавлевский, Елыкаевский, Старочервовский сосновые боры, где ныне уже размещаются туристические базы, дома отдыха, пионерские лагеря, детские дачи, охотничьи и рыбацкие угодья. Новые места массового отдыха горожан откроются в Барзасской тайге, в березовых рощах Промышленновского, Топкинского и Юргинского районов.

Генеральным планом предусмотрено завершение застройки и благоустройства всех ныне существующих обжитых площадок города, в том числе Кировского и Рудничного районов, где предстоит, кроме постройки жилых кварталов, выполнить большой объем работ по созданию санитарно-защитной зоны и строительству инженерных сооружений.

Заискитимская часть города; расположенная между проспектом Ленина и промплощадкой, где находятся комбинат шелковых тканей, заводы химического оборудования и химического волокна, застраивается многоэтажными кварталами с преимущественным размещением здесь высших и средних учебных заведений, профессионально-технических училищ и медицинских учреждений. Южнее проспекта Химиков строится студенческий городок медицинского института, технологического института пищевой промышленности и института культуры. Просторным бульваром Строителей студенческий городок будет соединен со спортивным комплексом и ботаническим садом, которые предполагается создать в пойме Искитимки.

Дальнейший рост города в значительной степени связан с постройкой завода металлургического и горного оборудования. Новый жилой массив для машиностроителей намечено строить в верховьях речки Люскус, севернее правобережного соснового бора. Этот жилой массив будет выгодно отличаться новизной планировки, чистотой микроклимата, домами повышенной этажности, удобным для жителей расположением предприятий торговли, общественного питания, детских и медицинских
учреждений, а находящийся поблизости Центральный парк, безусловно, станет излюбленным местом отдыха всех жителей района. Новый жилой массив, выходящий южным крылом на правый берег Томи и связанный с центром двумя автодорожными мостами, внесет новые штрихи во внешний облик Кемерова.

Повышение жизненного уровня горожан во многом определяется развитием как внешних, так и внутренних транспортных связей между жилыми массивами и промышленными комплексами. Генеральным планом предусматривается создание разветвленной транспортной сети с таким расчетом, чтобы любой горожанин тратил на переезд от дома до работы не более тридцати минут. В действие будут включены все современные виды транспорта: трамваи, автобусы, троллейбусы, электрички.

Вместе с этим градостроителям предстоит соорудить безопасные и надежные магистрали, способные изолировать жилые кварталы от шума и пыли.

Основным видом городского транспорта будет скоростной трамвай, который свяжет кольцевым маршрутом центр со всеми промышленными площадками и жилыми массивами. Главная магистраль пересечет будущий центр по улице Терешковой: на юг—до завода химического машиностроения, на север—через мост и Рудничный бор. Затем трамвай пройдет по северному жилому массиву в сторону машиностроительного завода и выйдет на шоссе Кемерово—Анжеро-Судженск. Отсюда магистраль повернет строго на запад и пойдет в Кировский район на Яшкинское шоссе. С Центральной площади Кировского района трамвайный
путь пойдет по старой трассе, по правому берегу Томи, спустится на мост и по Кузнецкому проспекту подойдет к железнодорожному вокзалу, а затем повернет на проспект Сибиряков-гвардейцев и выйдет на южную промплощадку—к заводу химического волокна и комбинату шелковых тканей.

По проспекту Сибиряков-гвардейцев пойдет основной грузопоток с предприятий стройиндустрии во все районы города. Транзитный поток грузов из городов Красноярска, Томска, Новокузнецка и Новосибирска направится по автотрассам через мосты, которые намечено построить в Журавлевской излучине и в районе Металлплощадки.

Транспортная связь с пригородными зонами отдыха будет осуществляться автобусами и речными трамваями.
Современный город — это не только дома и улицы, сверкающие по вечерам неоновым светом, парки и бульвары, одетые в зеленый наряд. Это и необычайно сложный лабиринт постоянно действующих систем жизнеобеспечения. Водоснабжение по-прежнему будет осуществляться за счет забора воды из Томи. Для этого предстоит увеличить мощность действующего водозабора, перевести предприятия на водопитание из подземных источников, которые, кстати сказать, еще не нашли должного признания в хозяйственных организациях.

В проектных, научно-исследовательских институтах продолжается поиск рациональных путей инженерной подготовки площадок для строительства, разрабатываются проекты наиболее выразительных архитектурных ансамблей, развития транспортных связей, благоустройства районов. В строительных организациях внимание сосредоточивается на реконструкции и расширении индустриальной базы, на освоении выпуска новых строительных материалов.

Партийные и советские организации города ведут планомерную и целенаправленную работу по мобилизации всех творческих сил и резервов предприятий на повышение темпа и качества градостроительства.

Обновлено: 08.11.2018 — 18:31

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018