К содержанию книги «История Кузбасса» под ред. А.П. Окладникова.
При огромных количествах потребляемого металлургами сырья вопрос его стоимости всегда имел важное экономическое значение. Для мирного времени он стал особенно острым. Опыт диктовал необходимость перевода металлургии Кузбасса с дорогой дальнепривозной магнитогорской руды на более дешевую местную железную руду.
По плану четвёртой пятилетки предполагалось осуществить перевод Кузнецкого комбината на местные руды. Для этого намечалось построить в Горной Шории рудники с годовой мощностью в 2100 тысяч тонн. Однако из-за дополнительного отвлечения средств на восстановление металлургических заводов и рудников западных районов страны ассигнования на развитие рудной базы западно-сибирской металлургии сократились, и намеченная программа строительства была выполнена лишь в следующей пятилетке.
Расширение существующих и строительство новых рудников в Горной Шории серьезно сдерживало отсутствие точных геологических данных об имеющихся месторождениях, острый недостаток рабочей силы и техники.
Руду Кузнецкому комбинату поставляли три рудника — Таштагол, Темир-Тау и Одра-Баш. Их верхние горизонты в значительной мере были уже отработаны открытым способом, а углубляться ниже мешало отсутствие мощных экскаваторов и других механизмов. Развитие подземного способа добычи руды требовало времени и крупных капитальных затрат на проведение горноподготовительных работ, но другого пути не было. В 1946—1950 годах на рудниках осуществляется переход от открытых к подземным работам, ведется выбор наиболее эффективных методов вскрытия рудных горизонтов, систем разработки, механизации добычи, обучение горняков новым профессиям.
Значительную часть очистных и проходческих работ приходилось выполнять вручную. Бурение шпуров перфораторами без автоподатчиков и поддерживающих колонок также требовало больших, физических усилий. По инициативе механика Б. В. Захваткина на Таштагольском руднике было организовано серийное производство пневмоподдерживающих колонок. Стало распространяться одновременное бурение двумя перфораторами. С 1949 года на рудниках Горной Шории впервые в стране стали применяться мощные колонковые перфораторы КЦМ-4, установленные на буровых каретках. Для распространения опыта работы новыми перфораторами на Таштагольском руднике была создана специальная бригада во главе с опытным проходчиком С. Ф. Сторожко. Проходчики, освоившие новую технику, переходили в другие бригады, а С. Ф. Сторожко обучал новых рабочих. На смену лопатам поступали механические грузчики. В 1947 году главный механик рудника Темир-Тау Г. А. Игонин сконструировал породопогрузочную машину. А вскоре горняки получили погрузочные машины ПМЛ-4 и ПМЛ-5, которые успешно применялись при проходке горных выработок. Была механизирована погрузка руды в железнодорожные вагоны. В итоге уже к 1950 году молодые рудники Горной Шории опередили по механизации погрузки и транспорта известные всей стране рудники Криворожья.
В 1946 году на Таштагольском руднике вступила в строй мощная дробильно-сортировочная фабрика. Была реконструирована Мундыбашская обогатительно-агломерационная фабрика.
Таким образом, за 1946—1950 годы на рудниках сделаны значительные шаги в развитии горных работ, механизации основных процессов добычи и транспортировки железной руды. На 63 процента выросла за это время производительность труда горнорабочих.
Добыча руды в Горной Шории увеличилась за пятилетку более чем вдвое, что позволило поднять долю местных руд в шихте кузнецких домен с 52 до 68 процентов.