«Церковное движение» в г. Кемерово в середине 1940-х гг.

Генина Е.С. «Церковное движение» в г. Кемерово в середине 1940-х гг. // Балибаловские чтения. — Кемерово, 2001. — С. 65-68.

Середина 1940-х гг. — особая веха в истории взаимоотношений советского государства и Русской православной церкви. В годы Великой Отечественной войны сталинский режим, сделав ставку на сплочение общества под знаменами патриотизма, проводил политику сближения с церковью. Составляющей нового курса явилось создание в 1943 г Совета по делам русской православной церкви при Совнаркоме СССР, возглавляемого полковником госбезопасности Г.Г. Карповым. В задачи Совета, в частности, входило своевременное информирование Правительства СССР о состоянии церкви, ее положении и деятельности на местах. Тогда же было принято постановление СНК СССР № 1325 «О порядке открытия церквей»[ref]Шкаровский М В Русская православная церковь в 1943-1957 годах // Вопросы истории. — 1995, № 8. С.36-56; Известия Советов депутатов трудящихся СССР 1943, 8 октября, ГАКО, ф.р-964, оп.2, д.1, л.4-5[/ref].

«Церковное движение» обозначилось в Кемеровской области в конце войны. В рассматриваемый период Уполномоченным Совета по делам русской православной церкви при Кемеровском облисполкоме являлся Ф. Узлов. Последний регулярно представлял в центр отчетные материалы. В сферу его контроля входило открытие церквей и молитвенных домов, деятельность духовенства, настроения духовенства и мирян, церковно-патриотическая работа.

Первая церковь, открытая в г. Кемерово, — Никольская церковь на правом берегу реки Томи. Она открыта 14 апреля 1945 г. решением Совета № 1537/а[ref]ГАКО, ф. п-75, оп.7, д.73, л 60[/ref]. Настоятелем Никольской церкви был зарегистрирован священник Саракуз. Он, священник с 1918 г., после раскулачивания в 1929 г. выслан в Сибирь, работал вольнонаемным в советских организациях на низших должностях до 1945 г. Ф. Узлов, выступая на областном совещании заведующих отделами пропаганды и агитации горкомов и райкомов ВКП (б) в декабре 1945 г., дал ему следующую характеристику: «Вульгарный материалист. На все церковные обряды придает форс театральности, из-за чего верующие не удовлетворены его работой, часто верующие жалуются, что слишком в нем много артистичности»[ref]ГАКО, ф п-75, оп.1, д.263, л.73[/ref]. Вторым кемеровским священником стал Благовидов. Он служил священником с 1914 г., после раскулачивания с 1930 по 1945 гг. занимался счетной работой на Урале и в Сибири. По словам Ф. Узлова, Благовидов «пытается произносить проповеди, касается материалистических мировоззрений, что социалистический строй должен был явиться»[ref]Там же, л 73.[/ref]. В начале 1946 г. Саракуз, обвиненный в злоупотреблениях, был снят. На его место определен священник Н. М. Шетнев, обладавший церковным стажем с 1915 г. Он отбывал адмссылку в Нарыме в 1928-1933 гг. и до 1945 г. работал бухгалтером[ref]ГАКО, ф. п-75, оп.2, д.6, л.в^-Э, 6306.[/ref].

26 августа 1946 г. настоятелем Никольской церкви и благочинным области зарегистрировали П. Г. Борисова, имевшего церковный стаж c 1921 г., епископа с 1924 по 1937 гг. П. Г. Борисов осужден по статье 58 УК РСФСР, отбывал 5 лет наказания в исправительно-трудовых лагерях г. Нарыма. Перемещен архиепископом из г. Ачинска Красноярского края, где служил настоятелем церкви[ref]Там же, л.63об[/ref]. Очевидно, что судьбой большинства священнослужителей стали сначала преследования, а затем стремление найти свое место «между церковью и властью».

В середине 1940-х гг. Никольская церковь принимала участие в церковно-патриотической работе. Только за первый квартал 1946 г. в фонд помощи инвалидам войны церковью внесено 5000 рублей и 50 штук полотенец[ref]Там же, л 8.[/ref].

Следует отметить, что в первой половине 1946 г. из 7 действовавших приходов области только Никольская церковь г.Кемерово получала церковную литературу — журнал Московской патриархии[ref]Там же, л 44[/ref].

Какова же была граница дозволенного для церкви и верующих? Дважды в год разрешались церковные процессии (при согласовании маршрута с милицией), допускались крещение и венчание в церкви, отпевание в церкви и на дому. Разрешалось обучение детей закону божьему на дому, но только в индивидуальном порядке. Особый момент оказался связан с колокольным звоном. Если в 1944 г. разрешалось звонить лишь в церкви, то в 1945 г. было разрешено звонить на колокольне. Было получено разрешение заказывать колокола. В конце 1945 г. на уже упомянутом совещании возмущенный Ф. Узлов сообщал: «Религиозные уже в Кемерово собрали медь и серебро, причем тащат медь с заводов, собрали около 36 пудов меди и мешок серебра. Мастерская местпрома берется отлить колокол»[ref]ГАКО. ф. п-75, оп.1, д 263, л.75.[/ref].

Вторая церковь, открытая в г. Кемерово, — левобережная Знаменская церковь. Она открыта по решению Совета № 19 9 от 13 октября 1947 г.[ref]ГАКО ф п-75, оп 7. д.73, л.61[/ref] Согласно штатному расписанию церквей Кемеровского Благочиния Новосибирской епархии на 1949 г., в Никольской церкви имелось 2 священника и 2 псаломщика, в Знаменской церкви — 3 священника и два псаломщика[ref]11 ГАКО. ф. р-964, оп.1, д.28, л.2[/ref].

Известно, что в городе действовала религиозная община евангельских христиан-баптистов, состоявшая в 1946 г. из 215 человек в основном из жителей Кемерова, стариков и домохозяек.

Общиной руководил пресвитер В. Н. Васильев, рабочий-маляр[ref]ГАКО, ф. п-75, оп.2, д.6, л.40[/ref].

Нельзя не коснуться и вопроса об отношении власти к коммунистам, соблюдавшим религиозные обряды. За 1949-1950 гг. и 9 месяцев 1951 г. из областной парторганизации за соблюдение религиозных обрядов исключили 416 человек[ref]ГАКО. ф п-75, оп 7. д 4. л 20[/ref]. Очевидно, часть случаев пришлась на областной центр. Еще ранее, в информационном докладе в центр за второй квартал 1946 г., Ф Узлов сообщал: «Влияние церкви в отдельных случаях проникает и в среду молодых коммунистов. Например, кандидат в члены ВКП (б) тов. Шуппа Ольга Дмитриевна в г. Кемерово пригласила к себе на дом священника Никольской церкви Благовидова Михаила для крещения своих двух детей. После обряда крещения о. Михаил был обильно угощен за праздничным столом. На этом “семейном торжестве” присутствовал коммунист Давыдов и другие»[ref]ГАКО. ф.п-75 оп 2. д 6. л 48[/ref].

Таким образом, события в г. Кемерово свидетельствуют, что деятельность церкви протекала в условиях временного ослабления государственного контроля. Сталинский режим, отстаивавший собственную идеологическую монополию, стремился видеть в церкви не авторитетного конкурента, а временного контролируемого союзника. Конец политике сближения положил 1948 г., год ужесточения режима, когда последовала волна репрессий по политическим обвинениям. Он стал переломным в государственно-церковных отношениях.

Обновлено: 14.04.2019 — 07:23

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018 Яндекс.Метрика