Кимеев В.М., Кандрашин Д.Е., Усольцев В.Н. Православные храмы Кузбасса. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 308 с.
В монографии повествуется об истории создания и структуре Томской и Кемеровской епархий, истории строительства, архитектурно-стилевых особенностях самых примечательных православных храмов Кузбасса. Приводится перечень православных храмов.
Рассчитана на историков, архитекторов, краеведов, священнослужителей и всех любителей истории Отечества.
Книга подготовлена и издана на средства Кузбасской лаборатории археологии и этнографии.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ — 3
ИСТОКИ ПРАВОСЛАВИЯ НА ЗЕМЛЕ КУЗНЕЦКОЙ — 9
Образование Томской епархии — 9
Система церковных учреждений — 12
Православное образование и благотворительность — 17
Смутные годы Томской епархии — 18
ЛЕТОПИСЬ КЕМЕРОВСКОЙ ЕПАРХИИ — 21
Структура епархии — 21
Клирики епархии — 26
Православное духовное образование — 30
Кемеровский филиал Свято-Тихоновского Богословского института — 35
Новокузнецкое Православное Духовное училище — 38
Воскресные школы — 41
Миссионерская деятельность и благотворительность — 44
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ЗЕМЛИ КУЗНЕЦКОЙ — 49
Символика православного храма — 49
Соборы — 59
Знаменский кафедральный собор в г. Кемерово — 59
Спасо-Преображенский собор в г. Новокузнецк — 68
Никольский собор в г. Кемерово — 80
Храмы во имя Рождества Христова. — 85
Христорождественская церковь в с. Алчедат — 85
Храмы во имя прп. Серафима Саровского — 86
Церковь Серафима Саровского в р.п. Грамотеино — 86
Церковь Серафима Саровского в р.п. Рудничный — 89
Храм во имя вмч. Георгия Победоносца — 91
Свято-Георгиевская церковь в г. Таштагол — 91
Храмы во имя Вознесения Господня — 94
Вознесенская церковь в г. Белово — 94
Храмы во имя Святой Троицы — 97
Троицкая церковь в г. Гурьевск — 97
Троицкая церковь в с. Красное (Брюхановское) — 102
Троицкая церковь в р.П. Темиртау — 110
Троицкая церковь в п. Усть-Атас — 113
Храмы во имя Всех Святых — 120
Церковь Всех Святых в г. Междуреченск — 120
Храмы во имя Всех Святых в земле Российской просиявших — 122
Церковь Всех Святых в земле Российской просиявших в г. Полысаево — 122
Храмы во имя Крестителя Господня Иоанна Предтечи — 123
Петропавловская церковь в г. А-Судженск — 129
Церковь во имя Иоанна Предтечи в г. Прокопьевск (Тьгрган) — 123
Церковь Иоанна Предтечи в г. Юрга — 125
Храмы во имя апостолов Петра и Павла — 129
Петропавловская церковь в г. А-Судженск — 129
Петропавловская церковь в г. Киселевск — 131
Петропавловская церковь в г. Салаир — 135
Храмы во имя свт. Андрея Критского — 142
Церковь Андрея Критского в г. Тайга — 142
Храмы во имя Казанской иконы Божией Матери — 143
Церковь Казанской иконы Божией Матери в р.п. Яшкино — 143
Храмы в честь пророка Божия Илии — 144
Ильинская церковь в с. Ильинка — 144
Надвратная Ильинская церковь Кузнецкой крепости — 148
Ильинская церковь в г. Осинники — 150
Ильинская церковь в г. Тайга — 154
Храмы во имя вмч. и целителя Пантелеймона — 156
Пантелеимоновская церковь в с. Беково — 156
Пантелеимоновская церковь в р.п. Кузедеево — 159
Храмы во имя иконы Божией Матери «Одигитрия» — 162
Одигитриевстсая церковь в с. Демьяновка — 162
Одигитриевская церковь в г. Кузнецк — 163
Храмы во имя Успения Пресвятой Богородицы — 168
Успенская церковь в р.п. Мундыбаш — 168
Храмы во имя Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса Иисуса Христа — 170
Спасская церковь в с. Ишим — 170
Спасская церковь в р.п. Урск — 174
Храмы во имя мчн. флора и Лавра — 175
Церковь в честь Флора и Лавра в с. Зеледеево — 175
Храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы — 178
Покровская церковь Серафимо-Покровского женского монастыря в г. Л-Кузнецкий — 178
Покровская церковь в г. Прокопьевск — 183
Покровская церковь в р.п. Промышленная — 186
Храмы во имя иконы Божией Матери «Всех скорбяхцих Радость» — 188
Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Кемерово — 188
Часовня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Кемерово — 189
Храмы во имя свв. Космы и Дамиана — 190
Церковь Космы и Дамиана в р.п. Верх-Чебула — 190
Храмы во имя Архистратига Михаила — 191
Михаило-Архангельская церковь в г. Новокузнецк — 191
Михаило-Архангельская церковь в с. Островка — 194
Храмы во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского — 195
Церковь Александра Невского в с. Красносноселка (Бычково) — 195
Храмы во имя свт. Николая Мирликийского чудотворца — 198
Никольская церковь в р.п. Итатский — 198
Описок сокращений
Никольская церковь в с. Кулаково — 200
Никольская церковь в г. Мариинск — 202
Никольская церковь в г. Новокузнецк — 206
Никольская церковь в г. Топки — 207
Храмы во имя прав. Иоанна Кроншхадского — 210
Каменная церковь Иоанна Кронштадтского в г. Березовский — 210
ЗАКЛЮЧЕНИЕ — 213
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ЗЕМЛИ КУЗНЕЦКОЙ 215
Кузнецкий округ Томской губернии 215
Сохранившиеся церкви Томской епархии 215
Не сохранившиеся храмы 219
Мариинский округ 242
Сохранившиеся церкви 242
Не сохранившиеся храмы 243
Томский округ 258
Сохранившиеся церкви 258
Не сохранившиеся храмы 259
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ КЕМЕРОВСКОЙ ЕПАРХИИ265
Первое Кемеровское благочиние 265
Второе Кемеровское благочиние 268
Первое Новокузнецкое благочиние 270
306
Описок сокращении
Второе Новокузнецкое благочиние 272
Осинниковское благочиние 274
Таштагольское благочиние 277
Прокопьевское благочиние 279
Киселевское благочиние 280
Гурьевское благочиние 281
Ведовское благочиние 283
Грамотеинское благочиние 285
Кольчугинское благочиние 287
Краснинское благочиние 289
Анжеро-Судженское благочиние 290
Мариинское благочиние 293
Пенитенциарное благочиние 295
ЛИТЕРАТУРА 297
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 301
Введение
Земля Кузнецкая — удивительный и до конца не познанный край. Русские пришли, словно просочившись в нее, облюбовав долины лшогочисленных рек, навсегда скрепив между собой обитающие по водоразделам народы — маленькие и большие, воинственные и мирные, древние и молодые. Вместе с русскими пришла древняя, многовековая культура, одним из элементов которой было Православие, как система мировоззренческих взглядов и этических норм.
Проникновение Русской Православной Церкви в Сибирь и деятельность ее среди аборигенов нельзя примитивно сводить к «духовному закабалению царским правительством» якобы отсталых народов. Российская колониальная политика не была похожа на завоевание «цивилизованными европейцами» индейцев Америки или негров Африки. Не было в Сибири уничтожения целых народов, обложения непосильной данью, насильственной христианизации или жестоких преследований за веру. Резко отличалось от западного и русское миссионерство. Случаи отхода народов Сибири от Православия были обычным явлением в XIX веке. Многие из крестившихся «инородцев» зачастую слабо понимали суть христианского учения, заимствуя только его внешние формы и путали имена святых, которым следовало поклоняться.
С самого начала освоения русскими бескрайних просторов Сибири главной задачей прихожан стали постройка и обустройство храмов. Деревянные и каменные церкви сооружались местными плотниками и каменщиками как на деньги епархий, так и на пожертвования состоятельных прихожан, среди которых было немало крещеных «инородцев». В результате этого в Томской губернии, в том числе и на территории современного Кузбасса, появилось довольно много великолепных храмов, ценность которых для нашей культуры не подлежит сомнению. Среди них реставрированные, одни из первых каменных храмов Томской губернии: Спасо-Преображенский собор в Кузнецке, Ильинская церковь в селе Ильинка, Петропавловская церковь в Салаире и Троицкая церковь в селе Красном; полуразрушенная Спасская трехпрестольная церковь в селе Ишим и безвозвратно утраченные Никольский собор в Мариинске и Одигитриевская церковь в Кузнецке.
С незапамятных времен существовал обычай приглашать для росписи наиболее значительных храмов знаменитых изографов и живописцев. При церквях и монастырях в Сибири создавались целые школы иконописцев. К примеру, Петропавловская церковь в Салаире расписывалась замечательным мастером, выпускником Петербургской Императорской Академии художеств Михаилом Мягковым. Родной брат начальника Алтайской духовной миссии архимандрита Владимира иеромонах Антоний (Сеньковский) создал одну из сибирских школ иконописи и расписал, в числе многих других храмов, Троицкую церковь в улусе Усть-Анзас. Иконостасы некоторых современных храмов расписал старейший клирик епархии протоиерей Сергий Хомутов из Троицкой церкви р.п. Темиртау.
В каждом зажиточном сибирском селе стремились отстроить себе церковь красивее и лучше, чем у соседей. Деревянные храмы при первой возможности менялись на более долговечные и солидные — каменные. Даже небольшие деревушки и то заводили у себя молитвенные дома, хотя религиозный фанатизм вряд ли был свойственен большинству сибиряков. Православный храм очищал их душу, вселял надежду на что-то светлое, торжественное, к чему всегда стремится самая пропащая русская душа. Такого почитания своих сельских клубов — очагов воспитания веры в светлое будущее и новой, советской культуры так и не смогла добиться новая власть.
Стили, сообразно которым строились церкви, представляли собой широкую гамму от классицизма до барокко. И размер церквей был разным — от крошечной надвратной Ильинской, что в Кузнецкой крепости, до высотных, как, например, Спасо-Преображенский собор в том же Кузнецке, Никольский собор в Мариинске или Спасская церковь в селе Ишим.
Наш век оказался самым трагичным в истории Русской Православной церкви. Даже так называемое «монголо-татарское иго» было мелкой шалостью в сравнении с опустошительным смерчем периода «социалистического строительства». Первый сокрушительный удар по храмам был нанесен «красными партизанами» в Гражданскую войну, прикрывавшими обычный разбой лозунгами о свободе. Именно на их совести разорение Спасо-Преображенского собора, Одигитриевской, Ильинской, Успенской, Никольской надвратной церквей, Вознесенской часовни Кузнецка.
Сотни храмов по всей Сибири были закрыты, в лучшем случае превращены в клубы, чаще — в конюшни, зверофермы, зернохранилища, ремонтные мастерские или просто разрушены до основания. Чудом уцелевшие, полуразрушенные, ободранные и загаженные здания церквей без крестов, с похабными надписями на стенах были до недавних пор, привычным «архитектурным своеобразием» Земли Кузнецкой.
Все же судьба не позволила полностью уничтожить Русскую Православную Церковь, которая с 1943 года вновь обрела право совершать богослужения в уцелевших храмах и обустраивать новые.
С началом «хрущевской оттепели» началась новая широкая компания борьбы как с религией, так и с самими зданиями храмов, число которых только в одном Кузбассе уменьшилось за одно десятилетие вдвое. К 1988 году — началу «второго воскрешения» — здесь действовало всею 14 православных церквей. Последствия могли быть еще более трагичными, но Кемеровскому благочинному протоиерею Алексию Курлюте удалось не столько спасти основную часть приходов от закрытия, но и помочь настоятелям обустроить в 60-80-е годы новые храмы в Мариинске, Осинниках, Кемерове, Новокузнецке, Прокопьевске, Белове, Тайге, Кузедеево, Топках, Анжеро-Судженске.
После торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси, начали реставрироваться чудом уцелевшие памятники архитектуры. Как каменные Спасо-Преображенский собор в Новокузнецке и церкви — свт. Андрея Критского в Тайге, Петропавловская в Салаире, Ильинская в селе Ильинка, Троицкая в селе Красном; так и деревянные — храм в честь св. равно- ап. вел. кн. Александра Невского в селе Красноселка Яшкинского района и Троицкая миссионерская церковь в шорском улусе Усть-Анзас.
Атеистическая пропаганда, стремящаяся освободить людей от «религиозного дурмана», обосновать пренебрежение национальными святынями России, привела к пагубным искажениям нравственности как русского, так и других российских народов.
Прозрение и осознание, что без восстановления «связи времен», без спасения своего историко-культурного наследия уцелеть и «возродиться» никому не удастся, наступило совсем недавно. Возможно, поэтому с 1993 года в Кемеровской области начала действовать специальная областная программа «Храмы Кузбасса». Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 июня 1993 года создан новый административно-духовный центр — Кемеровская епархия, объединившая к 1996 году 125 приходов в 16 благочиннических округах. Готовятся к открытию еще около 30 приходов.
Дополнительно к 34 действующим в настоящее время строятся еще 33 новых, в основном каменных православных храма. В областном центре ведется грандиозное строительство комплекса Духовного центра, ядром которого с 1996 года стал один из крупнейших в Сибири каменный Знаменский собор.
Благодаря стараниям архипастыря Кемеровской епархии епископа Софрония больше внимания стали уделять традициям православной архитектуры сибирских храмов. Наглядным примером тому являются юргинский храм Иоанна Предтечи, междуреченский храм Всех Святых, Успенская церковь в р.п. Мундыбаш, церкви Серафима Саровского в р.п. Рудничном и Покровская в женском монастыре города Л-Кузнецка, а также деревянная Троицкая церковь в р. п. Темиртау.