Символика православного храма

К оглавлению книги «Православные храмы Кузбасса»

Для того, кто впервые переступает порог церкви многое кажется непонятным, таинственным и не современным, и это не случайно. Вера как бы подчеркивает, что она вне времени и всегда говорит не о сегодняшнем дне, а о вечности. История Православия насчитывает два тысячелетия. Православная Церковь жива потому, что крепко держится традиций. В православном храме нет ничего лишнего, что бы не имело символического значения.

Храмом или церковью называется освященное по особому чину здание, куда верующие собираются для молитвы и совершения таинств. Когда в городе находится несколько храмов, то главный из них, куда в торжественные дни собираются для богослужения люди и из других приходов, называется собором.

Храмы освящаются в честь какого-либо праздника христианского календаря, посвященного одному или всем лицам Святой Троицы, иконам Божией Матери, ангелам или святым, отчего и получают соответствующие названия, например: Троицкий собор (т.е. освященный в честь всех трех Лиц Святой Троицы), церковь в честь Рождества Христова, Успения Божией Матери, Казанский собор (т.е. в честь явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери), Никольский собор (т.е. в честь Святителя Николая) и т.д.

Само здание христианского храма-церкви является образом Вселенной. Многие храмы имеют в плане форму креста — главного символа христианства. Иногда в основании лежит круг — древний знак вечности, для которой воспитывает нас Святая Церковь, или восьмиугольник, как восьмиугольная Вифлеемская звезда, путеводно сияющая в жизни каждого христианина. По внешнему виду некоторые храмы построены в форме корабля (базилики), во образ Ноева Ковчега — в напоминание того, что Церковь спасает нас от вечной смерти и ведет по житейскому морю к тихой пристани — вечному блаженству. Но наиболее всего закрепилась крестово-купольная система православной церковной архитектуры, когда над пространством, заключенным в план любой формы, простирается незыблемая крестообразная система сводов, увенчанная куполом — символическим изображением Главы Церкви — Господа Бога и Спасителя Иисуса Христа.

Главное внешнее отличие храма это его завершение: основание (шея), глава (маковица) и крест. Изнутри шеи главы-маковицы изображаются апостолы, либо находятся поярусные изображения всех чинов Небесной Церкви: Пророков, Апостолов, Архангелов и высших чинов Небесных Сил — Херувимов и Серафимов.

Святой Крест на храме свидетельствует о том, что этот храм христианский и освящен для славословия распятого на Кресте Господа Иисуса Христа.

В Православной Церкви почитаются кресты любой формы, потому что в основе, любого креста лежит единственный Крест Христов. Изображения креста различных форм получали различные богословские толкования, но наибольшее распространение получили четырех- и восьмиконечные кресты. Четырехконечный крест, у которого поперечные части равны вертикальным, получил название «греческий». Четыре конца такого креста означают высоту и глубину, долготу и широту, утвержденные силой Божией. Четырехконечный крест с удлиненной нижней вертикальной частью получил название «латинский» и почитается католиками. Напротив, только изображение древнего восьмиконечного креста почитают старообрядцы за единственно правильное, отвергая как ересь крест четырехконечный, именуемый ими «латинским крыжом» и кресты иной формы (Иконография Креста, 1996, с. 20).

Восьмиконечный крест имеет две горизонтальные перекладины — короткую верхнюю и длинную под ней. Ниже располагается косая перекладина, приподнятый конец которой обращен влево от зрителя, опущенный — вправо, символизируя этим Крест Христа — «весы праведные», на которых Он как бы взвесил человечество на чаше весов. Нижняя косая перекладина направленным вверх концом указывает на благоразумного, покаявшегося разбойника, распятого справа от Христа, а опущенным концом — на неразумного. Форма восьмиконечного креста, у которого короткая верхняя перекладина происходит от дщицы с написанием «вины» Спасителя, а нижняя — от подножия креста, наиболее соответствует тому Кресту, на котором был распят Спаситель. Такой крест является как знамением, так и конкретным образом Креста Господня. Поэтому часто внутри четырехконечного креста изображается крест восьмиконечный — в знак того, что это не просто знамение креста, а сам Христос находится на этом Кресте. Когда на восьмиконечном кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, он становится полным образом Распятия Спасителя и поэтому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого.

Древнее основание Креста находилось ниже, чем более позднее «яблоко». В основании креста выше «яблока» часто изображался полумесяц или якорь — цата — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника.

Число глав над храмом также имеет определенное значение: одна глава — в честь Главы Церкви, которым является сам Господь Иисус Христос; две — во образ двуединства человеческой и божественной природы Иисуса Христа; три — во славу Святой Троицы — во имя Отца, Сына и Святого Духа; пять — в честь Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь — по числу Церковных таинств и семи Вселенских соборов; девять — по числу ангельских чинов; тринадцать — в честь Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов. «Пламеневидность» церковных глав, закомар кокошников, обрамлений окон и порталов — это символ земного горения души, обращенной к Богу в молитве.

Само слово «храм» произошло от слова «хоромы» — так называли богатые жилища в Древней Руси, и наши предки, перенося на церковь свое отношение к Богу, делали все, чтобы их церковь, как Дом Божий, была украшена сообразно величию живущего в ней Господа. Древний Ветхозаветный храм в Иерусалиме состоял из трех частей: Святая Святых, Святилища и Двора. Так и православный христианский храм разделен на три части с востока на запад: алтарь, средний храм, притвор (трапезная) с возвышающейся над ним колокольней.

Древнему святилищу ветхозаветного храма у нас соответствует средний храм. В православном храме в средней части стоят все верующие, а в ветхозаветные времена в святилище мог входить только священник. Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует у нас притвор. Сейчас же в притвор посылают стоять тяжко согрешивших, здесь продают свечи, просфоры, церковную литературу.

Алтарь — святая святых, сердце православного храма, олицетворяет Царствие Небесное. От основного храма его отделяет иконостас, который закрывает от неосторожного взгляда те таинственные события, которые происходят в алтаре. Таинствами их можно назвать потому, что в самые сокровенные минуты богослужения здесь присутствует сам Господь. И именно он священнодействует в нашем храме. Алтарь (в пер. с лат. возвышенный жертвенник) — главная часть православного храма. Он несколько возвышается над полом средней части храма, чтобы совершаемые в нем священные действия были видимы во время молитвы всем верующим. Обязательными принадлежностями алтаря являются: Святой престол и жертвенник.

Престолом называется особо освященный четырехгранный стол, на котором совершается таинство Евхаристии. Он устанавливается посредине алтаря и покрывается священными одеждами. На нем находятся: Святой Крест, Святое Евангелие, дарохранительница, дароносица и антиминс.

Дарохранительница — это небольшой, выполненный из золота или серебра в виде церкви ковчег, в котором всегда хранятся Священные Дары. Дароносица — ковчег меньших размеров, с которыми священник ходит приобщать больных. В дароносице находятся: ковчег с запасными святыми дарами, святая чаша, лжица, губка и сосуд для вина.

За престолом всегда находится Святой Крест, символизирующий искупление распятым Иисусом Христом грехов человеческих и икона Божией Матери. Святой Крест — образ той любви, которой Господь возлюбил род человеческий, и того послушания Богу Отцу, которое явил Господь наш Иисус Христос, послушания «далее до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2,8). За престолом находится семисвечник, имеющий вид стилизованного под дерево светильника из семи лампад, образ процветающего древа жизни.

Антиминс — есть шелковый плат, на котором посредине изображен Крест, перед ним — лежащий в гробе Спаситель, а по углам — четыре евангелиста. Вверху антиминса делается надпись, объясняющая значение самого слова «антиминс» — «священная трапеза» и указывающая цель его освящения — «ради приношения на нем Божественной жертвы Тела и Крови Господней на Святой литургии», а внизу — каким архиереем и для какого храма он освящен. С обратной стороны, в особый кармашек, в антиминс вшивается частица святых мощей. Без антиминса, освященного архиереем, нельзя совершать Божественную литургию.

Жертвенным называется стол, покрытый священными одеждами. На нем совершается проскомидия, т.е. приготовление хлеба и вина для евхаристии. Он всегда ставится в северной части алтаря. На столе находятся: потир — Святая чаша, дискос — небольшое блюдо на подставке с изображением посредине Младенца Иисуса, лежащего в яслях. Для проскомидии — обряда приготовления к Литургии — выпекаются просфоры. Просфора — это хлебец цилиндрической формы с выпуклым изображением на ней креста и надписи ИС ХС НИКА (Иисус Христос побеждает). Пять из выпеченных просфор идут для Евхаристии, а из остальных, поданных молящимися, вынимают частицы, читая при этом имена по принесенным в алтарь запискам. Из самой большой вынимается прямоугольная часть — Агнец (евхаристический хлеб) и выкладывается на дискос для освящения на Божественной Литургии. На жертвенном столе находится также звездица — два металлических, крестообразно соединенных между собой, полукружия с изображением в центре их пересечения христианского символа: голубя или шестиконечной звезды. Звездица символически изображает Вифлеемскую звезду и ставится на дискос для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Рядом со звездицей кладется нож в виде копия, которым вырезается из большой просфоры Агнец и вынимаются частицы из других просфор. Оно символизирует копье, которым было пробито ребро Спасителю.

Тут же лежит лжица — особого рода серебряная ложечка для причащения верующих и губа (или греческая губка) для отирания святого потира по окончании Божественной литургии по потреблении Святых Даров.

От храмовой части, где молятся верующие, алтарь отделяется иконостасом — резным ажурным каркасом в виде нескольких горизонтальных ярусов со вставленными иконами. Сами святые иконы становятся как бы окнами, через которые мы можем лицезреть Небесную Церковь и даже самого Господа Бога. В иконостасе имеются три двери, ведущие в алтарь. Средние двери называются Царскими вратами, потому что в них, когда выносятся святые дары, является сам Царь Славы — Господь Иисус Христос, а также потому, что они открывают нам вход в самое Царство Божие; две другие двери — слева и справа от Царских врат (северные и южные) — называются диаконскими. На Царских вратах изображаются иконы Благовещение Пресвятой Богородицы и 4-х евангелистов, а на диа- конских —Архангелов Михаила и Гавриила или святых архидиаконов Стефана и Филиппа.

По правую (южную) сторону Царских Брат в нижнем ярусе иконостаса всегда находится икона Спасителя, по левую (северную) — икона Божией Матери. Рядом с иконой Спасителя — храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, имени которого посвящен храм, за ними по обе стороны Царских врат — иконы особенно чтимых святых. Над Царскими вратами находится икона Евхаристии, изображающая причастие апостолов на Тайной Вечере.

На иконах второго яруса иконостаса изображается Небесная Церковь, предстоящая Христу в молитве, поэтому и сам ярус называется Деисус (в пер. с греч. — моление). В третьем ярусе устанавливаются иконы двунадесятых праздников; в четвертом — иконы пророков с иконой Пресвятой Богородицы в центре, в пятом — иконы праотцев с иконой Святой Троицы. Венчает иконостас всегда Святой Крест.

Поднимающийся над нижним уровнем основного храма пол алтаря продолжается за иконостас, создавая этим возвышение, называемое солеей. Последняя предназначается для лиц, участвующих в совершении богослужения. Миряне входят на неё только для причастия Святых Таин (солея — в пер. с латин. — седалище, трон, престол царей). Середина солеи по оси Царских врат, куда священник восходит для произношения проповедей, называется амвоном.

По краям солеи устраиваются клиросы, т.е. места для чтецов и певцов, а у клиросов становятся хоругви — иконы на ткани или металле, прикрепленные к длинным древкам и имеющие вид знамен. Они обычно выносятся на крестный ход как церковные знамена.

Обновлено: 09.12.2018 — 00:06

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018