Система церковных учереждений

К оглавлению книги «Православные храмы Кузбасса»

Созданная Томская епархия представляла собой церковно-административный округ во главе с епископом — епархиальным архиереем, который назначался верховной властью по рекомендации Синода.

Руководство Томской епархией в XIX-XX веках, сменяя друг друга, осуществляли епископы — Агапий, Петр, Владимир, Исаакий и Макарий. Свою деятельность епархиальные архиереи проводили непосредственно через Епархиальное управление. В Томской епархии существовала также должность викария-епископа — заместителя архиерея, управляющего епархией. В начале XX века ее занимал епископ Бийский Макарий (в миру — М.М. Павлов). При правящем архиерее находился также совещательный орган — Епархиальный совет, состоявший из 3-5 наиболее опытных и уважаемых священнослужителей. Для решения наиболее важных вопросов проводились съезды духовенства Томской епархии.

Духовная Консистория, как высший орган церковного управления, ведала всеми делами епархии; личным составом духовенства, строительством церквей и других церковных зданий, хозяйством и финансами церквей; разбирала дела о проступках и преступлениях в среде духовенства, если таковые влекли за собой церковное наказание; осуществляла контроль за регистрацией рождений, браков и смертей. Кроме того, Консистория занималась раскольниками и сектантами, контролем за открытием и закрытием приходов, отводом земельных участков для церквей и монастырей, организацией епархиальных съездов.

Рассматривала Консистория и широкий круг других вопросов: Указы Синода, дела о поднятии икон, о крестных ходах, о разрешении перехода в другую веру, о вымогательстве священниками платы за требы и неисполнении ими своих обязанностей; о перемещении духовенства между приходами, о выдаче жалования клирикам епархии, о допущении к экзаменам, о денежных и натуральных пожертвованиях, о составе приходов, о строительстве новых храмов.

Членами Томской Духовной Консистории постоянно являлись три протоиерея, один из которых был кафедральный. В действительности же все дела сосредоточивались в руках секретаря Консистории, светского чиновника, назначавшегося Синодом по представлению обер-прокурора и всецело ему подчиненного. Члены Консистории получали жалованье со столовыми по 500 руб., а секретарь — 1500 руб. в год. В штате Томской Консистории предусмотрены также должности четырех столоначальников с жалованьем по 600 руб., казначея — 500 руб., регистратора — 500 руб., секретаря архиерея — 600 руб. в год. Членов Консистории назначал сам епархиальный архиерей и утверждал Синод.

Большую роль в организации церковной деятельности епархии играли разного рода советы, кабинеты, братства. Например, за состоянием церковного образования следил Томский епархиальный училищный совет, являющийся совещательным органом при архиерее по финансово-хозяйственным вопросам учебных заведений духовного ведомства. Совет имел свои отделения со штатом уездных и окружных наблюдателей за церковноприходскими школами, духовными училищами во всех округах епархии. Созданное Епархиальное попечительство о бедных духовного звания призвано было оказывать поддержку нуждающемуся духовенству. На территории Томской епархии действовало Противораскольническое братство св. Дмитрия Ростовского, имевшее свой совет из священнослужителей. Его отделения были в Бийске, Барнауле, Каинске, Мариинске. Немаловажную роль в жизни епархии играл Епархиальный миссионерский кабинет под председательством епархиального Архиерея. Кабинет контролировал деятельность Алтайской духовной миссии.

Практически все сферы жизни христианина регламентировали и контролировали епархиальные и местные церковные учреждения. Широкая их сеть в Томской епархии обеспечивала эффективную деятельность клириков и заботу о пастве.

В территориально-административном отношении епархия делилась на районы — благочиннические округа или благочиния, в составе которых находилось от 10 до 30 приходов с храмами. Во главе округов стояли благочинные — священники, являющиеся административно-судебными должностными лицами, назначаемыми епархиальным Архиереем. Благочинным вменялось в обязанность доводить до настоятелей храмов распоряжения епархиального начальства; доносить епископу о состоянии храмов, составе прихожан, о поведении паствы и причта.

В начале XX века Томская епархия была разделена на 38 благочиннических округов, а к 1913 году их число увеличилось до 47 (Справочная книга…, 1914). Кроме благочинных приходских церквей, в штате епархии числились благочинные домовых церквей учебных заведений Томска, благочинные монастырских, миссионерских и ж-д церквей.

Благочиния Томской епархии обычно состояли из 3-22 приходов — низшей церковно-административной единицы, имеющей церковь с причтом и общину верующих. Приход объединял, как правило, одно или несколько сельских обществ. В приходе из числа прихожан на общем собрании избирался Церковный совет, участие которого в решении приходских дел ограничивалось, по существу, выборами старосты.

В 1891 году в Томской епархии насчитывалось 643 православных храма, 163 часовни и молитвенных дома. Преобладали в основном деревянные здания, составлявшие около 87% от общей численности; только 12% было каменных и 0,5% — полотняных. Основная часть всех храмов располагалась в Бийском (169), Кузнецком (126) и Томском (116) округах, где достаточно много проживало семей раскольников — особых объектов миссионерской заботы (ГАТО, ф.170, оп.1, д.1167).

На территории современного Кузбасса насчитывалось в 1914 году, церквей — 152, часовен — 71, молитвенных домов — 54; Сохранилось только 17 церквей. Всего же по Сибири было тогда около 3700 храмов, что составляло менее 6% от общей численности по России.

В ведении Епархиального управления находилось несколько монастырей: таких как построенный еще в 1663 году Томский Ботородице-Алексеевский мркской, Томский Иоанно-Предтеченский женский (1876), миссионерские Чолышманский мужской (1864) и Улалинский женский, Богородице-Казанский общежительный женский (1894) и Барнаульский монастыри.

В Томске в 1896 году открывается епархиальный завод по производству свеч и ладана. Собирается богатейшая библиотека, размещенная в Архиерейском доме. Типография церковного ведомства издавала газету «Томские епархиальные ведомости», а также многочисленные книги и брошюры религиозного содержания.

Обновлено: 08.12.2018 — 11:14

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018