Спасо-Преображенскнй собор в г. Новокузнецк

К оглавлению книги «Православные храмы Кузбасса»

История строительства Спасо-Преображенского собора восходит ко времени основания города Кузнецка. В сентябре 1617 года для постройки Кузнецкого острога отправляется из Томска боярский сын Евстафий Харламов с отрядом казаков. Новый острог был типичным для своего времени — прочная деревянная ограда из толстых заостренных бревен, стоящих вертикально, с башнями, рвом и валом.

Весной следующего, 1618 года сюда прибывает священник Аникудим, которому надлежало позаботиться о помещении для богослужений. Уже к концу лета мастера срубили небольшую Преображенскую часовенку. После постройки второго острога в 1622 году и пожалования Кузнецкому острогу царем Михаилом Романовым городского права и герба, в 1620-22 годах на высоком береговом уступе реки Томи выстроили новый деревянный храм Преображения Господня и доставили для него «иконы, ризы и Царские врата» (ГАТО, ф. 170, оп. 3, д. 4976, л. 7).

По распоряжению воеводы Евдокима Баскакова служилый человек Владимир Аверкиев и казак Яков Филиппов отправляются сначала в Тобольск к архиепископу Куприяну и потом, с письмом от него, в Москву к патриарху Филарету, Согласно грамоты Государя для церкви Преображения Господня было послано:

«…деисус, семь икон длиной получетверти пяди, царские двери со святители, со столицы и сенью, да образ местной иконы Преображения Господа нашего Иисуса Христа, длина пяти пядей, венец позолоте, да образ Пресвятые Богородицы за престольные, а крест воздвизальтный деревянный, два колокола, а в них весу пуд без полуторы гривенки, сосуды церковные оловянные, ризы миткалевые, оплечье бархатное, стихарь полотняный, оплечье выбойчатое, эпитрахиль, да поручни выбойчатые, пояс нитяной» (Костров, 1867, с. 39).

К 1665 году причт церкви состоял из священника с окладом 6 рублей в год и просвирни с двухрублевым окладом (ГАТО, ф. 170, on. 1, д. 4505, л. 1-8). Вместе с монахами Христорождественского монастыря, казаками и «детьми боярскими» они неоднократно обороняли острог от набегов татар-кочевников.

Выполненный в традиционном северорусском шатровом стиле — символе Московской Руси, храм был похож на многие сибирские церкви. В простонародье Спасо-Преображенский храм назывался просто Спасским. И само место, где готовили строевой лес для храма вблизи современного поселка Абагур, также называлось Спасским.

В 1718 году к столетнему юбилею Кузнецка Петр I пожаловал этой церкви трехметровый деревянный крест, расписанный по его указанию, верхотурским изографом Я. Лосевым (ТЕВ, 1884, № 9). Часть этого креста сохранилась и экспонируется в Новокузнецком краеведческом музее. В 1734 году храм пострадал от пожара, но вскоре был восстановлен и оставался до конца XVIII века главным храмом Кузнецкого округа, а с XIX века — Кузнецкого благочиния.

В начале XVIII века храм получает статус собора, который закрепился и за новым каменным храмом, выстроенным «тщанием прихожан и доброхотных дарителей» в течение длительных 43 лет (ГАТО, ф. 170, оп. 1, д. 4505, л. 1). Закладывается он 14 мая 1792 года по благословению архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама артелью иркутского мастера Д. Почекунина. В нижнем этаже храма соорудили два престола — во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и свт. Николая Мирликийского, в верхнем этаже — главный престол во имя Преображения Господня. Уже 31 октября 1801 года оба престола нижнего этажа были освящены протоиереем Яковом Арамильским. После этого строительство продолжалось еще почти четыре десятилетия: в 1830 году полностью закончена каменная кладка, а летом 1831 года — отделка.

Причт в те годы состоял из пяти человек: протоиерея, священника, дьякона и двух пономарей. Все хозяйство собора держалось на купце И.С. Конюхове, долгое время служившем старостой при соборе. (ГАТО, ф. 170, oп. 1, д. 4505).

На следующий год вокруг собора выстроили каменную ограду с двумя воротами. Базарную площадь, примыкавшую к собору, по разрешению императора Николая I решено было не застраивать во избежание пожаров. Вид на красавец храм, располагавшийся на высокой береговой террасе реки Томи, открывался еще при подъезде к городу. Долгое время Преображенский собор с его сорокаметровой колокольней был самым высоким сооружением Кузнецкого уезда и одним из самых высоких в Сибири. Впечатляла и двухметровая толщина стен. Церковь строилась двумя поколениями мастеров, потому особенно интересна его архитектура, в целом тяготевшая к раннему классицизму. Своеобразие храма подчеркивалось обилием барочных главок.

В архитектурном облике, внутреннем благолепии Преображенского собора выявилось его значение как главного храма Кузнецкого благочиния.

Архитектура собора по строгим пропорциям объемов, сдержанной декоративно-пластической разработке фасадов воплощала стилистику классицизма с элементами позднего «сибирского барокко». Сдвоенные колонны верхних ярусов храмовой части, колокольни, форма наличников окон, профили карнизов волюты по граням барабанов и с утонченными шейками главки прекрасно иллюстрируют эту эклектику.

Объемно-пространственное решение плана храма при переходе от «барокко» к классицизму претерпело некоторые упрощения. В отличие от Богородице-Одигитриевской церкви размеры, габариты апсиды храма остались без изменений. Храмовая часть относительно апсиды сохранила свои пропорции и имеет равные длину и ширину (квадрат), а вот трапезная по ширине уменьшилась и уже совпадает с храмовой частью, в то время как у Одигитриевской церкви трапезная выступала на одну сажень по южному и северному фасадам относительно храмовой части.

Колокольня в соборе была увеличена в плане на одну сажень, в створе с ней построен притвор с лестницей, а в Одигитриевской церкви в середине XIX века к колокольне с запада пристроили большой двухэтажный хозяйственный притвор с главным входом.

Спасо-Преображенский храм стал значительным архитектурным сооружением и средоточием духовнокультурной жизни всего Кузнецкого округа и запечатлен на многих дореволюционных фотографиях. Хотя к началу XX века он обветшал и несколько пострадал от землетрясения 7 июня 1898 года, впечатление производил самое благоприятное, в отличии от соседней Одигитриевской каменной церкви. В 1907 году собор капитально отремонтировали — позолотили кресты, луковицы и иконостас, подновили росписи и иконы.

Спасо-Преображенский собор строился исключительно «тщанием прихожан и доброхотных дателей». Так, к примеру, лавочник С. Кошельков пожертвовал 800 рублей серебром. Весомый вклад внесли купцы Муратовы, Ловыгины, Родюковы, Поповы. В июле 1831 года священник Стефан Хмелев завещал перед смертью в пользу собора свой дом с имуществом (ГАТО, ф. 170, on. 1, д. 4512). Каждый горожанин считал долгом чести дать на святое дело часть своих средств, а всего жителей Кузнецка насчитывалось тогда немногим более трех тысяч человек. В 1885-86 годах рядом с собором иждивением купца С.Г. Шукшина, в память о мученической смерти царя Александра II, была выстроена каменная часовня во имя Иверской иконы Божией Матери и приобретены для нее и собора иконы с богатейшими окладами: Иверская икона Божией Матери, икона св. первомученика архидиакона Стефана, икона св. равноапп. вел. кн. Александра Невского, икона прпп. Прасковьи и Евдокии, икона вмч. Пантелеймона, икона св. апостола Луки. Большую помощь в строительство храма внесли купцы Медников, Попов, Панов. Последний, как почетный гражданин города и староста собора., в 70-е годы XIX века всегда принимал у себя дома томских епископов.

Являясь главным храмом 14-го благочиния собор объединял 20 приходов. Численность причта в разные годы менялась, но обычно было по штату 2-4 священника, духовник благочиния, дьякон, пономарь, псаломщик, просвирня. Должность благочинного исправляли, как правило, настоятели Преображенского собора. С 1857 по 1869 годы должность благочинного занимал настоятель собора протоиерей П. Стебликов, более 50 лет прослуживший в церквях Сибири, затем его сменил 3. Кротков. В 1885-87 годах благочинным был протоиерей Одигитриевской церкви Е.И. Тюменцев, выпускник Тобольской семинарии, ученый, член-корреспондент Петербургского Императорского ботанического сада, одновременно преподаватель уездного училища и основатель церковного хора мальчиков. Именно он еще ранее, 6 февраля 1857 года, венчал в Одигитриевской церкви писателя Ф.М. Достоевского. В 90-е годы XIX века благочинным вновь назначается протоиерей Преображенского собора — Н. Любимцев, запомнившийся тем, что оставил после себя документальное свидетельство землетрясения 1898 года. Перед большевистским переворотом обязанности последнего благочинного исполнял протоиерей В. Минералов, убитый красными повстанцами в декабре 1919 года.

К приходу Преображенского собора с середины XVIII века относились семь близлежащих деревень, имевших часовни или молитвенные дома, в том числе в самом городе Кузнецке было 2 часовни. Кроме этого, в городе Кузнецке в 1807-37 годах была построена приписная к собору каменная, однопрестольная Успенская кладбищенская церковь, стоявшая на месте современного городского сада алюминщиков и разоренная вместе с Одигитриевской церковью в 1919 году.

На территории крепости, за острожными стенами с 1717 года находилась деревянная часовня во имя Вознесения Господня, сохранившаяся до начала XX в.

После погрома первый этаж здания храма «тщанием прихожан» к 1922 году отремонтирован для служб, хотя иконы дониконовского письма воссоздать из пепла так и не удалось. Сведения о жизни прихода в 20-е годы противоречивы, вероятно, храм был захвачен «обновленцами», а «тихоновцы» вынуждены были ютиться в домике напротив. Согласно переписи 1934 года паству собора составляли 514 человек.

В 1933 году комсомольцы во главе с бывшим командиром отряда ЧОН, председателем Кузнецкого исполкома К. Г. Воробьевым сбросили наземь многопудовые колокола. Годом раньше сравняли с землей соборную часовню. Окончательно храм разграбили в 1935 году комсомольцы с КМК — разобрали половину колокольни, сняли кресты и порушили главки. В 1937 году горсовет решил приспособить здание под музей, для чего предусматривалось «избавиться от всех символов культа, забетонировать пол, крутую каменную лестницу на второй этаж заменить железной». Вместо этого в 1938-39 годах в нем разместили школу комбайнеров, а с 1940 года — хлебозавод. С середины 50-х годов здание оказалось бесхозным. Лихие люди разобрали уже оскверненные, но уцелевшие — ограду и ворота, разворовали чугунные плиты пола.

В генеральном плане Новокузнецка 1964 года о соборе просто умолчали, запланировав на этом месте постройку объездной дороги, как того требовали ретивые хозяйственные руководители. Поскольку здание не снесли, возникали новые варианты его использования, в том числе и такие нелепые, как превращение храма в ресторан «Старая крепость» или в органный зал.

В 1977 году прихожане находящейся недалеко от собора Никольской церкви обратились в горсовет с просьбой о передаче им храма, но получили категорический отказ. Лишь в 1988 году, после празднования тысячелетия крещения Руси, в местной печати все чаще стали появляться настойчивые требования горожан о передаче собора православной общине. На сессии горсовета в ноябре 1989 года эти требования, наконец-то, были удовлетворены. Для нужд собора городской администрацией была передана усадьба купца Родионова с последующим восстановлением 2-х этажного дома, а в 1995 году под резиденцию архиерея епархии и иконописную мастерскую — отреставрированный каменный дом купца Васильева. Кроме того, по сохранившимся обмерам и старым фото, планируется восстановить двухэтажный дом священника Е. Тюменцева.

В феврале 1986 года по инициативе главного архитектора города А.И. Выпова, архитекторов В.Н. Усольцева и М.Н. Клочкова горсовет принял, наконец, план создания историко-мемориального комплекса, куда в качестве доминанты должен был войти восстановленный Спасо-Преображенский собор.

В жизни собора как бы открылась новая, возможно, более светлая страница его многострадальной истории. Несмотря на то, что в наше время строительство, а тем более возрождение храма — дело чрезвычайно дорогостоящее, он медленно, но все же восстанавливается. Завершается сооружение главного купола, верхнего яруса колокольни, обустроены хоры, лестницы в притворе, перекрытие над алтарем, изготовлены каркасы луковиц, заканчиваются внутренняя отделка и роспись стен. В отреставрированном храме с 1995 года ежедневно проводятся богослужения.

При соборе в полуподвальном помещении по ул. Ленина-42 оборудована реставрационная мастерская, где работает архитектор Виктор Усольцев, бригада резчиков мастера Владимира Шубекина. Артель квалифицированных иконописцев собора из-за отсутствия помещения временно трудилась в селе Красном, где расписывала Троицкий храм. В дальнейшем мастерская разместится на первом этаже памятника архитектуры — бывшем каменном доме купца Васильева по ул. Народной-7. В других комнатах обустроена резиденция епархиального архиерея с домовой церковью и воскресной школой.

В настоящее время причт собора состоит из 15 клириков. Настоятель Спасо-Преображенского собора благочинный протоиерей Александр Иванович Пивоваров — кандидат богословских наук и с октября 1994 года — проректор Новокузнецкого Духовного училища. Родился о. Александр в 1939 году в городе Бийске. Свое служение Церкви он начал в 1956 году псаломщиком Никольского собора города Золотоноша. В 1960 году окончил Одесскую Духовную семинарию, после чего рукоположен во диаконы, а затем во священники в июле 1960 года в Покровской церкви города Красноярска. С 1963 года заочно обучался в Московской Духовную Академию. С июня 1965 года служил священником, а с июня 1968 года настоятелем Петропавловского собора города Томска и благочинным церквей Томской области.

С февраля по ноябрь 1975 года — настоятель Михайло-Архангельской церкви города Новокузнецка, затем — священник Вознесенского собора города Новосибирска. С июня 1976 по июнь 1978 года является секретарем Новосибирского Епархиального управления.

После непродолжительного служения настоятелем Покровской церкви города Прокопьевска с июня 1978 по январь 1979 года и настоятелем Казанской церкви города Ачинска до октября 1979 года, вновь назначается секретарем Новосибирского Епархиального управления. С декабря 1980 по ноябрь 1982 года служит священником Вознесенского собора города Новосибирска, затем до марта 1986 года — настоятелем Успенского храма города Енисейска. В 1986 году исполнял обязанности настоятеля Александро-Невского храма р.п. Колывани, а с ноября — настоятеля Покровского собора города Тобольска. С марта 1990 по апрель 1992 года является благочинным Тобольского округа, затем переведен настоятелем Никольского собора города Омска.

С 1 октября 1993 года назначается настоятелем реставрируемого Спасо-Преображенского собора города Новокузнецка, а 9 июня 1994 года — благочинным Второго Новокузнецкого округа. Еще в 1968 году к празднику Святой Пасхи о. Александр был возведен в сан протоиерея. В 1980 году награжден орденом кн. Владимира III степени, в 1988 году — орденом кн. Владимира II степени, а в 1990 году — митрой.

Воспитанники собора и Новокузнецкого Духовного училища служат в новых храмах епархии. Это священник Димитрий Гладских в церкви мч. Иоанна Воина в Абашево, священник Игорь Кропочев в Троицкой миссионерской церкви шорского улуса Усть-Анзас, священник Алексей Кашицин в междуреченской церкви Всех Святых, священник Павел Аксенов в церкви Успения Пресвятой Богородицы села Атаманово, священник Сергий Циолковский в крестильном храме в честь прп. Серафима Саровского Свято-Георгиевского прихода города Таштагола.

Отреставрированный собор вскоре вновь засияет своим великолепием как памятник архитектуры.

Обновлено: 16.01.2020 — 07:37

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018