Автотранспорт в Кузбассе

К содержанию «Исторической энциклопедии Кузбасса»

АВТОТРАНСПОРТ В КУЗБАССЕ. Появление автомобиля в Сибири относится к нач. 20 в. В 1904-05 десять легковых автомобилей иностр. марок и 15 шоферов были закреплены за штабами рус. армий, участвующих в рус.-япон. войне. Первый учет автомашин в России был проведен в 1910, причем в Сибири было зарегистрировано 29 автомобилей (Томская губ. — 12, Енисейская губ. — 2, Иркутская губ. — 10 и Забайкальская обл. — 5). В 1928-22 пополнение автомашин в крае шло гл. обр. за счет трофейных машин, захваченных в гражд. войне, а также реквизициями у пр-тий и частных лиц. Автотранспорт уже тогда частично использовали для переброски войск, продовольствия, обслуживания штабов, госпиталей, связи.

Развитие автотранспорта в Сиб. крае с 1923 по 1927 показано в следующей таблице (по годам).

Годы/всего
1923/175
1925/268
1927/293

Каждый третий автомобиль нуждался в ремонте. В эти годы весь автотранспорт Сибири находился в 18 окр., причем наибольшее его кол-во было сосредоточено в Омском, Иркутском, Новосибирском. Автотранспорт, принадлежащий организациям и состоящий на гос. и местном бюджете, составлял 76%, принадлежало частным лицам — 20%, кооперации — 3%, концессионным пр-тиям — 1%.

Первьым крупным применением автотранспорта в Сибири была организация в 1921 автомобильных колоны по перевозке хлебных грузов к ж.-д. станциям для доставки его в голодающие губ. России. Аналогичные акции повторялись и в последующие годы. В 1924 в крае было организовано отделение Акционерного об-ва «Автопромторг» с задачами трансп. характера. Благодаря этому об-ву начались первые регулярные гор. сообщения. В 1926 автобусное сообщение имелось в Омске, Новосибирске, Томске, Красноярске и др. городах. Делаются попытки наладить автобусное обслуживание местных курортов и первых междугор. линий. В Кузбассе такая линия стала действовать между Анжеркой и Судженкой.

В сер. 20-х автомобильный парк Сибири в осн. состоял из немногочисленных машин заруб. произ-ва, кр. того, из-за поломок кол-во этих машин к 1929 катастрофически сократилось (более чем в три раза). Это явно протиноречило взятому курсу на экономич. развитие страны. Необходимо было иметь собственную автомобильную пром-сть, и к сер. 30-х она была создана. Если в 1929 в Зап. Сибири имелось 10 автомашин, то в 1932 их стало 1036. Так, если автопарк Щегловского р-на на 1 янв. 1932 насчитывал 80 автомашин, то уже в 1933 их стало более 130. Более 60% из них — марки отечеств. производства АМО (Москва), ГАЗ (Горький), ЯГ (Ярославль), остальные, менее 40%, — машины иностр. з-дов («форды», «фиаты», «зауэры» и др.).

С ростом автомобильного парка в нач. 30-х определенное внимание стали уделять благоустройству дорог, подъездам к ж.-д. станциям, пристаням, промьшленным пр-тиям.

Работы в Кузбассе осуществлял Кемеровский филиал Дорсгроя. К благоустройству и ремонту проездных путей привлекали технику машинно- тракторных станций, тягловую силу колхозов, совхозов, пром. пр-тий, а также репрессированное «кулацкое» население. Они вели заготовку камня, гравия, песка, леса. В 1932-37 участками в 2-4 км клали асфальт на ул. Сталинска (Новокузнецка), благоустраивали булыжные мостовые г. Ленинска-Кузнецкого. Вели ремонтные работы на направлениях Кемерово-Подьяково, Кемерово-Мозжуха, Кемерово-Мазурово. Прокладывались и благоустраивались дороги к шахте Ягуновской, к Крохалевской, а также Ленинский, Мариинский, Сталинский тракты.

В 1935 в Кузбассе, в частности в МТС, появляется новая грузовая машина ЗИС-5 (Москва). К этому времени автопарк Кузбасса, уже имел высокую степень унификации автомашин, фактически он базировался на двух основных типах — ГАЗ и ЗИС, что создавало большие преимущества при ремонте. Отечеств. грузовики окончательно сменили иностр. марки. Напр., в 3-й автоколонне Кемерова все 89 машин были отечеств. произ-ва. В гор. впервые появились теплые гаражи, ремонтные мастерские, хоз. склады, но их площадями мог воспользоваться только каждый четвертый водитель. Основная масса машин по-прежнему ремонтировалась под открытым небом.

Перед войной свои автопредприятия имели Кузнецкстрой, гор. службы коммунального хоз-ва, отделения Госбанка, ГРЭС, Кемеровский коксохимзавод, местные МТС, отделения автогужтранспорта, филиал Томской ж. д. и мн. др. пр-тия и учреждения. Острой оставалась в крае проблема благоустройства дорог, качество автомашин и подготовка водителей. Последнюю пытались решить с помощью краткосрочных курсов при крупных автохозяйствах пром, пр-тий, МТС.

Когда началась Великая Отечеств, война, почти весь парк автомашин колхозов, совхозов, МТС, некрых пром. пр-тий был отправлен на фронт. Осенью 1941 его заменил отчасти автотранспорт эвакуированных в край пр-тий и учреждений. Оставшиеся водители находились на казарменном положении, работали в две смены — перевозили раненых из сан. поездов, топливо для замерзающих городов, продовольствие.

После окончания войны на дорогах области появились трофейные автомобили, к-рые вместе с отеч. ГАЗ-АА, ЗИС-5 стали вытеснять из перевозочного процесса гужевой транспорт.

В 1946 при облисполкоме было организовано управление автомобильного, водного транспорта и стр-ва шоссейных дорог. В городах появились автоконторы и автороты. В то же время транспорт общего пользования был рассредоточен по мн. пр-тиям разных Министерств и ведомств. Первый этап укрупнения был осуществлен в 1955, когда автотрансп. конторы облисполкома объединились с авторотами Союззаготтранс, и на их базе был создан областной автотрансп. трест, подчиненный М-ву автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. Автороты в гг. Бедово, Ленинске-Кузнецком и Кемерове были объединены с автотрансп. конторами этих городов. Автороты в Тяжине, Мариинске, Ижморке и Юрге вошли в состав автотреста, сохранив свои названия.

В составе нового автотреста было 17 автотрансп. контор и 4 автороты. За исключением 2-х специализированных автотрансп. контор, все остальные были смешанными, имея в своих составах автомобили для грузовых и пассажирских перевозок. Всего в автотресте было 884 автомобиля.

Технич. оснащение автотранспорта оставалось примитивным. Автомобили ремонтировались в приспособленных деревянных помещениях, часто быв. конюшнями, либо просто во дворе. Единственное капитальное здание — это выстроенный по устаревшему проекту гараж на 50 автобусов по ул. Совхозной в Кемерове. Терр. гаражей не были благоустроены. Даже в обл. центре при непогоде приходилось автобусы вытаскивать из грязи тракторами. Получив в Кузбассе автотрансп. орг-цию в виде автотреста, М-во начало пополнять автоконторы новым транспортом: грузовым, автобусным и легковым. 

В 1959 за счет ликвидации мелких автохозяйств было создано 6 специализированных грузовых автохозяйств. Появилась возможность разделить существующие хоз-ва на специализированные — грузовые и пассажирские. Кроме того, автотрест передал угольщикам 2 самосвальных автохозяйства, приняв от них грузовые автомобили и автофургоны. После этой реорганизации транспорт общего пользования дополнительно стал обслуживать шахтеров и др. пр-тия.

Фото 2. Томь-Усинская автотрасса (середина 1980-х годов)

Фото 2. Томь-Усинская автотрасса (середина 1980-х годов)

В связи с ростом и организацией новых автохозяйств областной автотрансп. трест был переименован в автоуправление. В его подчинение были переданы два автотреста: в г. Прокопьевске, к-рому были подчинены все автохозяйства к югу от г. Белово (гг. Бедово, Гурьевск, Киселевск, Прокопьевск, Новокузнецк, Мыски, Междуреченск и Осенники), а также сельхозтрест (одно автохозяйство — АТХ — в г. Кемерово — 3-е грузовое, Тяжинская, Мариинская, Ижморская и Юргинская автороты, а также Анджеро-Судженское АТХ).

Фото 3. Автосамосвалы фирмы “КОМАЦУ”, грузоподъемностью 120 тн (середина 1980-х годов)

Фото 3. Автосамосвалы фирмы “КОМАЦУ”, грузоподъемностью 120 тн (середина 1980-х годов)

Продолжалась специализация автохозяйства. В гг. Кемерово, Ленинске-Кузнецком, Прокопьевске и Новокузнецке все автохозяйства стали специализированными — грузовыми, автобусными и таксомоторными. В гг. Белово и Киселевске возникли специализированные грузовые автохозяйства и смешанные пасажирские (автобусные и легковые такси). Все др. автохозяйства еще долго оставались смешанными. Создание сельхозтреста было данью моде, ибо автороты как обслуживали свои р-ны всеми видами перевозок, так и продолжали обслуживать, и никакой особой сельхозспециализации не получилось. В дальнейшем, после нескольких этапов преобразований, в системе автотранспорта общего пользования создается автоуправление, в состав к-рого вошли все авто-трансп. пр-тия общего пользования. Возглавил облавтоуправление М.Ф. Федотов.

В нач. период работа управления была направлена на стр-во и укрепление материально-технич. базы. В автоуправлении создается отдел капитального стр-ва, организуется проектно-технологическое бюро, свое строит, управление. По городам области строятся гаражи, асфальтируются и благоустраиваются их терр. Большой толчок стр-ву дало долгосрочное кредитование под фонд развития произ-ва. За пять лет управление освоило более 25 млн руб. капиталовложений. В результате помимо гаражей, мастерских, асфальтированных терр. появились адм.-хоз. здания, столовые, комнаты отдыха и т. д. Практически все автобусы и легковые автомобили были поставлены в теплые стоянки. Наличие фонда соцкультбыта дало возможность построить пионер, лагери, базы отдыха, санаторий-профилакторий и др. объекты соцкультбыта.

Фото 4. Кемеровская областная автоколонна. Диагностический комплекс

Фото 4. Кемеровская областная автоколонна. Диагностический комплекс

Большую роль в выполнении плана стр-ва, улучшения условий труда, уровня обслуживания пассажирскими и грузовыми перевозками сыграли руководители: Б.Ф. Коваленко, Б.Г. Мурлаев, А.И. Перфильев, В.Н. Михайлов, Г.И. Дудко, А.И. Калашников, Г.Ф. Тимофеев, В.И. Кошелев, П.И. Лесников, Н.А. Харахордин и др. Расширяется сеть автотрансп. пр-тий, благоустраиваются дороги (фото 2), укрепляются междугор. перевозки грузов и пассажиров.

Строятся грузовые автостанции с гостиницами для отдыха водителей. На их основе создается Кемеровское узловое трансп.-экспедиционное агентство (КУТЭП). Грузовые автостанции оснащаются автомобильными контейнерами и подъемными механизмами. На междугор. линии выходят крупнотоннажные рефрижераторы, а также автомобили для перевозки длинномерных грузов. Работает большое кол-во автомобилей КАМАЗ с прицепами и полуприцепами.

Для улучшения междугор. и пригородных перевозок пассажиров строятся автовокзалы и автостанции. Создается объединение автовокзалов и автостанций. Междугородние пассажирские перевозки охватывают все г. области за исключением Таштагола. Внедряются межобластные перевозки в гг. Новосибирск и Томск. На междугор. и областных линиях курсируют специальные автобусы марки ИКАРУС. Строится авторемонтный з-д «Автоагрегат».

Не оставлено без внимания бытовое обслуживание населения. Созданное трансп.-экспедиционное агентство с филиалами во всех городах и р-нах области занимается предварительной продажей билетов, перевозкой грузов по заказам населения, доставкой в ремонт автомашин на шиноремонтные з-ды и т. д.

Фото 5. Автокласс (середина 1980-х годов)

Фото 5. Автокласс (середина 1980-х годов)

Др. видом бытового обслуживания населения городов стал ремонт легковых автомобилей. Строятся специальные станции. Мастерские этих станций осуществляют технич. обслуживание автомобилей, их окраску и даже углубленный ремонт с заменой агрегатов. Организуется торговля запчастями.

Большой ущерб автомобильному трансп. общего пользования был нанесен разделением управления на два объединения: пассажирского и грузового авто-транспорта. Специализации не произошло, т. к. в том и в др. объединении остались все виды перевозок, увеличился штат управленческого персонала, появились проблемы со снабжением материальными ресурсами, организацией междугор. перевозок и т. д. Одновременно с автотранспортом общего пользования развивался ведомственный транспорт в угледобывающей пром-сти, стр-ве, энергетике.

По мере роста добычи угля и увеличения объема вскрыши назрела необходимость технич. перевооружения старого автомобильного парка. Первые 34 автомобиля БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 т появились на автобазах автотреста 1 комбината «Кузбасскарьеруголь» в 1966. Вскоре началась эксплуатация самосвалов БелАЗ-548 грузоподъемностью 40 т. В 1978 вышел «на работу» принципиально новый тип автомобиля с дизель-электрической трансмиссией. Первые 8 автомобилей БелАЗ-549 грузоподъемностью 75 т поступили на Томусинскую автобазу автоуправления ПО «Кемеровоуголь». Затем — БелАЗ-75191 (110 т), БелАЗ-75211 (170 т ) и БелАЗ-7530 (200 т). Практически все эти марки автосамосвалов проходили «приемочные» испытания на разрезах Кузбасса. Кроме отеч. карьерных автосамосвалов с 1982 в эксплуатации и япон. самосвалы НД-1200 грузоподъемностью 120 т, к-рые хорошо зарекомендовали себя (фото 3).

С появлением автомобилей особо большой грузоподъемности остро встал вопрос о технич. обслуживании и ремонте этих гигантов. Силами КТБ Автоуправления и умельцев в автобазах стали создаваться шиномонтажные стенды, колесосъемники на шасси БелАЗ, стенды для обкатки редукторов мотор-колес, механизмы для снятия и установки мотор-колес на базе аэродромного тягача, домкраты грузоподъемностью 70-90 т и мн. др.

Фото 4. Кемеровская областная автоколонна. Диагностический комплекс

Особое внимание было уделено диагностике этой дорогостоящей техники. Практически во всех автобазах теперь есть лаборатории физико-хим. анализа масел, во многих — установки для их спектрального анализа (МФС-7) (фото 4).

Силами ин-тов ИГД им. Скочинского, ВНИИПТИ «Динамо» разработаны и внедрены стенды для диагностирования двигателей и электросилового хоз-ва автомобилей. Ведутся исследования на принципе вибродиагностики. Мн. посты диагностики имеют персональные компьютеры.

На нач. 1993 автомобильная схема, участвующая в открытой добыче угля, не имеет аналогов в России и за рубежом и насчитывает в своем арсенале около 1000 большегрузных автомобилей.

Для повышения качества обслуживания перевозок строит, грузов в 1959 образован трест «Кузбасстройтранс». Становление треста происходило на основе развития собственной материально-технич. базы, внедрения новой техники и механизмов, передовых методов технич. обслуживания и ремонта автомобилей, совершенствования перевозок. К 1985 трест «Кузбасстройтранс» имел мощную разветвленную структуру: девять крупных автотрансп. пр-тий, расположенных в Кемерове (три автобазы). Новокузнецке (4 автобазы), Ленинске-Кузнецком (1) и Юрге (1); два авторемонтных з-да, центр, авторемонтные мастерские. В автобазах было сосредоточено около 2900 автомобилей. Особенность структуры подвижного состава пр-тий «Кузбасстройтранса» — большое кол-во прицепов (около 400 единиц) и полуприцепов (685 ед.). Это обусловлено необходимостью перевозки строит, конструкций, насыпных и навалочных материалов.

В автобазах треста высокий уровень систем технич. обслуживания и ремонта автомобилей. Практически все автобазы имеют станции диагностики технич. состояния узлов и агрегатов автомобиля, лаборатории по диагностике моторного масла, оснащены необходимым оборудованием ремонтные цехи и участки, зоны технич. обслуживания автомобилей, механизированные склады оборотных агрегатов. Внедрялись и новые организационные методы работы технич. службы: ремонт автомобилей методом замены ремонтных комплексов, организация ТО-1 в межсменное время, двух- и трехсменная работа ремонтных бригад. В автобазах треста «Кузбасстройтранс» самостоятельно разработаны различные конструкции подвижного состава и ремонтного оборудования: самосвальные полуприцепы ПС-1106, ПС-1305, контейнеровоз на базе автомобиля МАЗ-503 для перевозки контейнеров типа «Ракета» под цемент и т. д.

Совершенствование организации автомобильных перевозок происходило за счет увеличения доли перевозок грузов по рациональным маршрутам, применения эффективных методов перевозки грузов в контейнерах, на поддонах, механизации погрузочно-разгрузочных работ. Организована перевозка раствора и товарного бетона по системе «Супер» с использованием ЭВМ для расчета оптимальных маршрутов. На перевозке инертных материалов внедрена система «Роза», также позволяющая с помощью ЭВМ планировать работу автотранспорта. В 1990 трест «Кузбасстройтранс» реорганизован в гос. фирму «Кузбасспецгранс» с сохранением своей направленности — специализации на перевозке любых строит, материалов.

В последние годы переход к рыночной экономике сопровождался изменением функций объединений автомобильного транспорта. Грузовые и таксомоторные АТП превратились в акц. об-ва, самостоятельно определяющие тарифную политику и технологию перевозочного процесса. Одновременно грузовладельцы получили большую свободу при выборе перевозчика, что обеспечивает конкуренцию и повышение качества перевозок.

Значит. изменения произошли также в сфере продажи автомобилей, запчастей и сервиса. Возникли акц. об-ва и совместные пртия, являющиеся официальными дилерами производителей грузовых и легковых автомобилей: ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, УралАЗ. Эти орг-ции обеспечивают стабильные поставки автомобилей в Кемеровскую обл., их гарантийное обслуживание, продажу запчастей к соответствующим маркам автомобилей. Таким путем формируется комплексная система по поставке, предпродажной подготовке, продаже и технич. обслуживанию автомобилей.

В Кузбассе сформирована многоступенчатая система подготовки кадров автомобильного транспорта: водителей, ремонтных рабочих, техников, инженеров. Подготовка рабочих кадров — водителей и слесарей — осуществляется в автотранспортных пр-тиях, уч. комбинатах, автошколах, проф.-технич. уч-щах (фото 5). Техников автомобильного транспорта готовят Новокузнецкий и Прокопьевский горные техникумы. С 1971 Кузбасский политехнич. ин-т (в наст, время Кузбасский, гос. технич. ун-т) готовит инженеров по специальности «Автомобили и автомобильное хоз-во», а с 1989 — и по специальности «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте».

Фото 5. Автокласс (середина 1980-х годов)

Лит.: Сибирская Советская Энциклопедия. Новосибирск, 1929. T.I. С. 10; А.Д. Гоголев. Автомобили-солдаты. М., Патриот, 1990; ГАКО. фонд.18, оп.1, д.343, 573, 603, 860 и др.

В.В. Зырянов, Р.Р. Масленников, Ю.П. Горелов

Обновлено: 17.02.2020 — 22:07

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

История Кемерово © 2018 Яндекс.Метрика