Усков И.Ю. Страницы фотолетописи г. Кемерово // Балибаловские чтения. Вып. 5. Кемерово: АРФ , 2008. С. 204-208.
Одним из массовых источников используемых в современных исторических исследованиях являются фотодокументы. Благодаря свойству фиксировать событие именно в тот момент, когда оно совершается, у исследователя появляется уникальная возможность посредством заключенной в фотографиях информации восстановить колорит эпохи, вид городов, облик, настроения и жесты людей. Отдельный фотокадр в этом случае выступает как техническая репродукция действительности. В фотографии также заключена роль важнейшего средства массовой коммуникации в современном обществе[ref]Магидов В. М. Кинофотофонодокументы // Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник /Под ред. А. К. Соколова. М., 2004. С. 229-231.[/ref].
Между тем, история развития фотографии в городе Кемерово остается практически одним белым пятном. Так, в работе нашего летописца И. А. Балибалова существование в городе фотодела лишь обозначено: «По инициативе организации Союза журналистов СССР открыт клуб фотолюбителей, световая газета, творческая студия «Панорама», в выставочном зале которой систематически организуются тематические выставки мастеров фотоискусства»[ref]Балибалов И. А. Кемерово вчера, сегодня, завтра. Кемерово, 1982. С. 114-115.[/ref].
Автор данной статьи не ставил перед собой задачи осветить все этапы развития фотографии в областном центре, скорее — обозначить проблему, требующую специального изучения, а также обобщить сведения о, по праву, считающемся первым фотолетописце города Кемерово — П. Ф. Мельникове.
21 ноября 1972 г. в художественном салоне в рамках проводимых городских мероприятий, посвященных 50-летию образования СССР, открывается фотовыставка «Кемерово вчера, сегодня, завтра», организованная творческой студией «Панорама». На выставке было представлено более 150 работ, рассказывающих об истории областного центра, 130 из которых сделаны Павлом Федоровичем Мельниковым, мастером, посвятившим этому занятию сорок лет[ref]Беккер С. В коллекции фотомастера — город // Комсомолец Кузбасса. 1972. 21 ноября.[/ref]…
Первые фотографии, запечатлевшие события из истории нашего города, связаны с началом работы Кемеровского рудника. На снимках 1909-1910 годов представлены основатели рудника, среди которых — главный инженер В. Н. Мамонтов и горный техник В. А. Шалков; крестьянские кустарные каменноугольные работы; пароход «Василий» у штольни и др.[ref]Красная горка: краеведческое издание. Кемерово, 2001. Вып. 1. С. 20-24.[/ref] Таким образом, рудник послужил не только началом промышленного развития будущего областного центра, но и сформировал первую страницу фотолетописи города, так как в волостном селе Усть-Искитимском (Щегловском) «фотографические заведения» в начале XX в. отсутствовали[ref]Шелковников М. А. Фотографы Томской губернии (вторая половина XIX — начало XX вв.) // Разыскания: историко-краеведческий альманах. Кемерово, 2004. С. 168-176.[/ref].
Фамилии первых кемеровских фотографов пока остаются неизвестными. Например, автор широко известного панорамного снимка села Усть-Искитимского 1913 года — «дядя некоего Васильева», родственницу которого П. Ф. Мельников нашел на Нижней Колонии и через некоторое время пополнил свою коллекцию этим замечательным снимком[ref]Беккер С. В коллекции фотомастера — город // Комсомолец Кузбасса. 1972. 21 ноября.[/ref]. Как жаль, что в газетной заметке не была указана фамилия автора снимка, сейчас восстановить её вряд ли удастся.
Понятие об оригиналах и копиях — один из принципиальных вопросов, встающих при изучении внешних признаков фотодокументов. Под подлинностью фотодокумента понимается действительное происхождение этого источника от определенного учреждения или лица — создателя документа.
Доподлинно неизвестен автор снимка, на котором запечатлено открытие 9 мая 1918 г. 1-го Щегловского уездного съезда Советов, провозгласившего образование в составе Томской губернии нового уезда с центром в городе Щегловске[ref]Снимок неоднократно опубликован. См., например: Красная горка: краеведческое издание. Кемерово, 2007. Вып. 8. С. 134.[/ref]. Ценность снимка для истории города беспрецедентна. Дело в том, что фотоснимок является единственным аутентичным документом, отразившим рождение города, так как письменные делопроизводственные документы о работе съезда были уничтожены в годы гражданской войны, а воспоминания его участников написаны лишь спустя четыре десятилетия[ref]За власть Советов! Сборник воспоминаний. Кемерово, 1957.[/ref]. Сохранилось несколько подлинников этого снимка. Один из них находится на хранении в областном госархиве[ref]ГАКО, фотофонд, он. 8, д. 108.[/ref], поступил снимок в бывший партийный архив Кемеровского обкома КПСС (ПАКО) в конце 1950-х годов, вероятно, от одного из участников съезда вместе с воспоминаниями о революционных событиях в городе[ref][/ref].
Фонд «Воспоминания старых большевиков о их революционной деятельности в Кузбассе» сформирован в ПАКО 18 июля 1957 г. (сейчас: ГАКО, ф. п-483, оп. 1). С 1967 по 1971 гг. в ПАКО существовал самостоятельный фотофонд (№ 17), в котором данный снимок был зафондирован под № 124. См.: ГАКО, ф. п-483, оп. 2, д. 261, л. 2об., 38; д. 303, л. 1.
В 1918 г. в селе Усть-Искитимском проживал фотограф, известен, например, снимок сделанный 18 января 1918 г. и запечатлевший митинг у дома Земской управы[ref]ГАКО, фотофонд, оп. 8, д. 575.[/ref]. Вполне вероятно, что им мог быть Спиридон Бывшев, фотоателье которого работало в довоенном Щегловске[ref]Смокотина Л. П. История пишется объективом // Разыскания: историко-краеведческий альманах. Кемерово, 2007. Вып. 7. С. 145.[/ref].
В 1930 году в Щегловск приезжает П. Ф. Мельников, с именем которого связаны многие страницы фотолетописи нашего города. 2 июля 1905 г. (по ст. стилю) деревне Старый Карапуз Каннского уезда (ныне — Барабинский район, Новосибирской области) в крестьянской семье Федора Наумовича и Анастасии Семеновны Мельниковых родился сын Прокопий[ref]ГАНО, ф. д-156, оп. 1, д. 4111, л. 174об.-175. За предоставленные сведения автор выражает искреннюю признательность Л. Ф. Кузнецовой.[/ref]. Крестьянские семьи были многодетными, в начале XX в. в деревне проживало около десяти семейств Мельниковых. Семья у Федора Наумовича росла год от года: Дмитрий (1902 г. рождения), Анисья (1903 г.), Прокопий (1905 г.), Ксения (1907 г.), Наталья (1908-1909 гг.)[ref]ГАНО, ф. д-156, оп. 1, д. 4110, л. 158об.; д. 4111, л. 1об.; д. 4112, л. боб., 204об„ 436об. Просмотрены метрические книги Христорождественской церкви села Новый Карапуз за 1901—1909 годы.[/ref]. Однако вскоре умерла Анастасия Семеновна, старший сын погиб в годы гражданской войны, и Прокопий становится единственным помощником своего отца, кузнеца, мастера на все руки[ref]Кушникова М., Сергиенко В., Тогулев В. Страницы истории города Кемерово. Новокузнецк, 1997. Кн. 1.С. 81.[/ref].
Привычный уклад жизни меняет начавшаяся коллективизация. Вероятно, у Прокопия Федоровича были серьезные основания покинуть в 1930 году родную деревню, будучи уже семейным человеком, и прибыть в достаточно далекий и провинциальный город Щегловск. Спонтанность принятия решения подчеркивается прибытием в Кузбасс не на развернувшиеся стройки социалистической индустрии, а устройство кузнецом на конном дворе шахты и неоднократная впоследствии смена места работы.
В Щегловске Мельников переименовывает себя «по-городскому» — Павлом, именно так якобы и хотели назвать новорожденного родители, но в церкви при крещении (10 июля — И. У.) записали по святцам — Прокопием[ref]Кушникова М., Сергиенко В., Тогулев В. Указ. соч., с. 77.[/ref].
По приезде в Щегловск Павел Федорович увлекся фотографией и на первые же свои накопления приобрел деревянный фотоаппарат с треногой, и стал фотографировать город: улицы, дома, новостройки. Фотографируя новое, он снимал и то, что ломали. Фотография стала смыслом жизни Мельникова. По воспоминаниям тех, кто общался с ним, первое, что бросалось в глаза в его доме, — развешанные повсюду фотопленки[ref]Сарычева Т. Е. Остановил мгновение // Земляки. 2003. № 32 (11 июля).[/ref].
Постепенно, иногда с потерями (в 1937 г. большая часть снимков пропала[ref]Беккер С. Фотолетопись Кемерова продолжается // Комсомолец Кузбасса. 1973. 18 января.[/ref]), формировался фотоархив мастера. Многие из снимков Мельникова стали единственными источниками по истории архитектуры нашего города. Так, сейчас только на снимках остались дома первых поселенцев города — крестьян Щегловых.
Фотоснимки обладают уникальной возможностью оперативно сообщать информацию о наиболее злободневных текущих событиях. Долгое время у швейной фабрики весной разливалось целое море. Павел Федорович сделал снимки и послал их в журнал «Крокодил», после чего началось благоустройство микрорайона[ref]Беккер С. В коллекции фотомастера — город // Комсомолец Кузбасса. 1972. 21 ноября.[/ref].
К Мельникову часто обращались сотрудники краеведческого музея с просьбой установить местонахождение различных учреждений, школьники — сделать снимки для выставки о родном городе, а у Павла Федоровича была мечта — показать свою коллекцию людям, чтобы каждый мог увидеть, как изменился и возмужал город.
Выставка, подготовленная из работ Павла Федоровича, как уже отмечалось, открылась в ноябре 1972 г. и экспонировалась несколько месяцев. Она получила широкий резонанс в обществе, в книге отзывов оставлены сотни благодарностей мастеру от кемеровчан и гостей города[ref]Беккер С. Фотолетопись Кемерова продолжается // Комсомолец Кузбасса. 1973. 18 января; Зеленин Н. Старые фотографии // Кузбасс. 1973. 26 января.[/ref]. За большую работу по подготовке фотовыставки П. Ф. Мельников 14 декабря 1972 г. был награжден Почетной грамотой горкома КПСС и городского Совета депутатов трудящихся[ref]ГАКО, ф. п-15, оп. 14, д. 5, л. 92, 95.[/ref].
Выставка имела большой успех, после чего Павел Федорович решил создать фотоальбом по истории города Кемерова. Первым опытом стало участие в авторском коллективе по созданию фотоальбома, посвященного 60-летию города, остающимся единственным (!) подобным изданием (вышедшим тиражом 2000 экземпляров) и до сегодняшнего дня[ref]Кемерово: город, рожденный Октябрем 60 / авт.-сост. И. Балибалов, В. Банников, Л. Бейлина, Н. Клименко, П. Мельников. Кемерово: творческая студия «Панорама», 1978. 65 л. В альбом вошли фотографии А. Булина, А. Военкова, В. Грызихина, Ю. Турина, В. Турина, Б. Иванова, Б. Ильяшенко, В. Кафо, Н. Клименко, В. Клюева, Д. Коробейникова, П. Костюкова, А. Кузяри- на, П. Мельникова, В. Сергеева, Ю. Сергеева, В. Шарова.[/ref].
Создание фотоальбома имело под собой и нормативную основу. Кемеровский горисполком 1 июля 1981 г. принимает решение № 195 «Об изготовлении фотоальбомов по развитию г. Кемерова»:
«В целях систематизации исторических фотоматериалов по истории развития г. Кемерова исполком городского Совета народных депутатов решил:
Поручить архитектурно-планировочному управлению (т. Полтавцев) провести сбор и анализ фотоматериалов, отражающих историю развития города, и с привлечением высококвалифицированного фотографа изготовить 20 фотоальбомов по истории развития г. Кемерова»[ref]Архивный отдел администрации г. Кемерово, ф. 1, оп. 1, д. 699, л. 276.[/ref].
В 1983 году альбом «Кемерово вчера, сегодня, завтра» П. Ф. Мельниковым был подготовлен, в него вошли 276 фотографий. В основу создания альбома положен прием сравнения: что было и что стало. Фотолетопись наглядно показала 70-летний путь от старого села Усть-Искитимского до крупного индустриального города, областного центра — Кемерово. Предисловие к альбому подготовлено доцентом КемГУ Д. В. Кацюбой, а тексты к фотографиям М. М. Кушниковой и самим П. Ф. Мельниковым. Мэри Моисеевна вспоминает, как увлеченно работал Павел Федорович над альбомом, ему так хотелось увидеть готовую продукцию[ref]Кушникова М., Сергиенко В., Тогулев В. Указ. соч. С. 82.[/ref].
Автору известно наличие двух экземпляров альбома. Один из них Павел Федорович передал на хранение в государственный архив с пожеланием: «Я надеюсь, что потомки мне за это будут благодарны. Очень прошу работников архива с любовью относиться к альбому: это не просто альбом, а памятник целому городу и документ»[ref]ГАКО, фотофонд, оп. фотоальбомов, д. 75, л. 3.[/ref]. Второй экземпляр альбома в августе 1985 г. из городского общества охраны памятников поступил на хранение в Кемеровский областной краеведческий музей[ref]333 КОКМ. НВ6555.[/ref]. Возможно, существуют еще экземпляры альбома.
Создание главного труда своей жизни воодушевляло и опустошало силы мастера, который недолго затем прожил. 7 августа 1986 г. Павла Федоровича Мельникова не стало.
Жаль, что уникальное собрание негативов фотографа не поступило на государственное хранение[ref]Кузнецова Л. Что имеем, то храним // Кузбасс. 1994. 15 июля.[/ref]. Но, безусловно, потомки благодарны за подвижнический труд фотографа. Провидческим представляется один из отзывов на выставку в уже не близком нам 1972 году: «Обещаем вам, что в 2000 году город будет еще прекраснее. Мы сделаем его таким и продолжим вашу фотолетопись, Павел Федорович!»[ref]Цит. по: Беккер С. Фотолетопись Кемерова продолжается // Комсомолец Кузбасса. 1973. 18 января.[/ref] Прав оказался автор отзыва, город наш становится все прекраснее и уютнее. А лучшим мероприятием по увековечиванию памяти первого фотолетописца города стала бы подготовка научного издания фото летописи города Кемерово.
В завершении отметим, что крестьянский род Мельниковых рождает многих подвижников. Сын Прокопия (Павла) Федоровича — Геннадий Прокопьевич Мельников (1928-2000) — окончив в Кемерово среднюю школу, поступил в Московский инженерно-физический институт, стал кандидатом технических наук, доктором филологических наук, крупным специалистом в области теоретического языкознания, лингвистической типологии и системной лингвистики[ref]http://21next.capital.ru/Melnikov[/ref].