Троицкая церковь в п. Усть-Анзас

К оглавлению книги «Православные храмы Кузбасса»

Еще в 1866 году известный миссионер Василий Иванович Вербицкий предлагал открыть в улусе Усть-Анзас (Карга) новый стан Алтайской духовной миссии. Однако, только в 1878 году осуществилась его заветная мечта. В улус Усть-Анзас начальником миссии архимандритом Владимиром сюда направляется иеромонах Тихон (в миру Трофим Петрович Соколовский) выпускник Богодуховского уездного училища и Харьковских Педагогических курсов. Стремление к миссионерской деятельности привело его еще в 1873 году в Улалу, где, после годичного испытания, он постригается в монахи (ГАТО, ф. 184, oп. 1, л. 37 об.).

По приезду в Мрасское отделение, иеромонах Тихон обустроил походную Никольскую церковь. Этот своеобразный «храм» представлял собой «…шалаш или балаган, обложенный со всех сторон и сверху покрытый лиственную корою, с крестом наверху. Внутри шалаша было сделано для алтаря отделение наподобие растянутой ширмы из привезенных занавес с крестами на каждой. За занавесками устроены были престол и жертвенник, каждый на четырех ножках, вбитых в землю; самые крышки престола и жертвенника покрыты были особыми покрывалами, нарочно для того приготовленными.

Над Царскими вратами, которые заменяла одна только завеса, был утвержден небольшой деревянный крест. Места северных и южных дверей были открыты, то есть просто были пустые отверстия. В иконостасе были повешены иконы, писанные миссионером иеромонахом Антонием. Против иконостаса с одной и другой стороны были проделаны небольшие отверстия для света (окна), которые на случай дождя и после каждого богослужения закрывались берестяной корой. Вход в шалаш завешивался берестяной корой» (Ерошов, Ки- меев, 1995, с. 19).

Несмотря на трудности и неустроенность быта, враждебность местных паштыков-шаманистов, иеромонах Тихон решает остаться здесь на постоянное жительство. В помощь ему в феврале 1879 года направляются толмач-причетник и учитель. На средства московского благотворителя М.И. Плотникова летом этого же года начинается обустройство Усть-Анзасского стана, заготавливается лес на церковь и строится вчерне дом для миссионера. В 1880 году его обустройство было завершено, построен дом для сотрудников миссии «на два входа» и начато строительство школы.

Изнурительные заботы по обустройству стана и обращению язычников в православие окончательно подорвали здоровье иеромонаха Тихона, и в конце 1880 года его отправляют в Москву на излечение.

В начале 1881 года для завершения строительства церкви и росписи иконостаса определен иеромонах Антоний, обучавшийся ранее иконописи в Улалинском училище. Спустя год работы были завершены, и 28 июня 1882 года храм освятил начальник Алтайской миссии епископ Владимир (в миру Сеньковский, родной брат иеромонаха Антония) с престолом в честь апп. Петра и Павла.

Однако с 1884 года, во всех дальнейших официальных документах миссии эта церковь стала именоваться Троицкой, а имя благотворителя М.И. Плотникова замалчиваться. Стан, как утверждалось, был обустроен уже на средства самой миссии (ГАТО, ф. 184, on. 1, АД. 13, 15, 19; ГААК, ф. 164, оп. 2, дд. 26, 28). Вероятно, в 1883-84 годах произошло какое-то событие, повлекшее за собой переосвящение этой церкви.

Тяжкие труды в дальнем глухом углу Кузнецкой Черни подорвали здоровье еще не старого иеромонаха Антония, создавшего в Усть-Анзасе одну из школ сибирской иконописи. В конце 1882 года он закончил миссионерское служение и был принят в «братство Бийского архиерейского дома». На его место в Мрасское отделение назначается «инородец», выпускник Улалинского миссионерского училища, Гавриил Васильевич Оттыгашев. Еще 19 октября 1882 года он рукоположен во священники Троицкой церкви, но на место смог прибыть только зимой 1883 года (ГАТО, ф. 184, on. 1, д. 12). При нем закончено обустройство храма.

В 1907 году при миссионере Симеоне Тормазакове построен приписной молитвенный дом в соседнем улусе Челей. В 1912 году Усть-Анзасское волостное правление взяло на себя все расходы по их ремонту обветшалой церкви и ограждения, а так же произвело выплаты по страхованию всех миссионерских зданий отделения (Отчет…, 1913, с. 556).

С назначением в июле 1913 года в родной улус нового миссионера «инородца» Павла Кадымаева обстановка изменилась к лучшему. Вскоре он склонил торговца из улуса Чилису Афанасия Степановича Тудегешева пожертвовать на строительство новой церкви в улусе Кабырза 5 тысяч рублей (Отчет…, 1915 б, с. 27, с. 8). В 1916-18 годах успели только забить сваи и заготовить лес. (ГААК, ф. 164, оп. 2, д. 115, л. 100).

В 1913 году умер псаломщик Владимир Серебряников, который был единственным, похороненным на церковном погосте. В этом же году в отдаленном улусе Учас открывается третья школа отделения.

После закрытия Алтайской духовной миссии в 1918 году и распада Православного миссионерского общества, службы в Троицкой церкви прекратились. Павел Кадымаев тяжело заболел чахоткой и умер в 1923 году в заброшенной убогой лачуге на краю улуса. В миссионерском доме в начале разместился сельсовет, а затем школа. После неудачной попытки приспособить здание храма под клуб, а затем ферму по разведению кроликов, его разобрали, распилив бревна на дрова.

С 1992 года по проектам архитекторов А.Г. Афанасьева и В.Н. Усольцева началось восстановление Троицкой церкви местными жителями и стройотрядом студентов-этнографов Кемеровского университета под руководством научного консультанта экомузея «Тазгол» В.М. Кимеева. Был восстановлен надмогильный холм и сделана ограда вокруг могилы последнего миссионера-шорца Павла Кадымаева. В соседнем улусе Кезек была найдена миссионерская печать Мрасского отделения и икона из Троицкой церкви.

В августе 1992 года настоятель Свято-Георгиевской церкви города Таштагола священник Сергей Балахнин по благословению епископа Красноярского и Енисейского Антония при большом стечении местных жителей-шорцев освятил закладной камень в основание восстанавливаемого храма. Он же крестил около 40 местных жителей-шорцев и совершил панихиду на могиле последнего миссионера.

Кроме своего прямого назначения восстанавливаемая церковь станет одним из объектов экомузея «Тазгол». Помимо нее будет реставрирован сохранившийся подлинный дом миссионера, построенный еще в 1881 году по завещанию Василия Вербицкого. В 1995 году реставрирован дом псаломщика, в 1996 году — дом паштыка с амбаром-подлинником начала XX века. Во всех домах будет восстановлен интерьер, а в церкви, после реставрации — алтарь и росписи.

20 сентября 1995 года миссионерский стан экомузея посетил епископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний в сопровождении благочинных и священников епархии. По его благословению в октябре 1995 года был восстановлен миссионерский Троицкий приход, столь долгожданный в этих глухих краях.

Троицкая церковь в поселке Усть-Анзас

Реставрация церкви и дома мрасского миссионера, ведется настоятелем прихода священником Игорем Кропочевым, проводящего богослужения в воскресные дни и двунадесятые праздники в оборудованной комнате сельского клуба. Он же занимается с детьми-шорцами в воскресной школе, оборудованной в местной библиотеке. Часто о. Игорь объезжает с проповедями окрестные шорские улусы, в одном из которых — улусе Дальний Кезек его стараниями оборудуется деревянный молитвенный дом.

Обновлено: 09.12.2018 — 10:28

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018