К вопросу о развитии автомобильного транспорта в Сибири и в Кемерове (конец XIX — середина XX вв.)

Горелов Ю.П. К вопросу о развитии автомобильного транспорта в Сибири и в Кемерове (конец XIX — середина XX вв.) // Балибаловские чтения : материалы научно-практ. конф., посвящ. 80-летию городского статуса Кемерово, июнь 1998 г. / Кемер. гос. ун-т [и др.]. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 1998. – С. 92-97.

В дореволюционной Сибири пользовались преимущественно конным (гужевым) транспортом. Различные породы лошадей (около 100) применялись для грузовых и пассажирских перевозок. Извозчики делились на ломовых (для клади) и легковых (для ездоков), причем высшую категорию — по быстроходности коней, качеству экипажей и упряжи — составляли лихачи. Отдельные из них для большей скорости и комфорта езды ставили на колеса пневматические резиновые шины (дутики), а на оглобли — ручные электрические фонари 1.

В конце XIX века идет создание разных типов автомобилей. Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания не сразу занял ведущее положение среди механических средств передвижения. В стране выпускались паровые повозки, создавались электрические экипажи и другие средства передвижения. В этом соревновании победила более мощная, скоростная и надежная машина с двигателем внутреннего сгорания.

Постепенно такие машины стали вытеснять конные экипажи. Не случайно 11 сентября 1896 года вышло постановление министра путей сообщения князя М. И. Хилкова “О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщений на самодвижущихся экипажах”. Выход данного документа считается официальной датой рождения отечественного автотранспорта 2.

Дореволюционная Россия не имела автомобильной промышленности и транспорта, играющих какую-либо серьезную роль в экономической жизни страны. Однако из года в год рос интерес общественности к механическому “мотору”. В стране действовало общество автолюбителей, покровителем которого был Николай II. Он же утверждал призы первых автогонок, входил в оргкомитеты разных выставок автомашин.

В Сибири крупная партия автомобилей (10 легковых машин) появилась только в 1904-1905 гг., они обслуживали штабы русских армий в японской войне. Первый учет автомашин был проведен в 1910 году, причем в Сибири было зарегистрировано 29 автомобилей, из них 12 находились в Томской губернии 3. Перед началом Первой мировой войны в стране было около 9 тысяч автомобилей иностранного производства — это в восемь раз меньше, чем в современном Кузбассе 4.

За время войны Россия купила за рубежом около 30 тыс. автомобилей, и к началу 1920 г. у Советов насчитывалось 35 тыс. автомобилей, значительная часть которых требовала ремонта 5. Развитие автотранспорта в Сибирском крае после гражданской войны показано в табл. 1.

Таблица 1

Таблица 1

Из данных цифр видно, что с окончанием братоубийственной войны поступление машин в огромный регион составляло мизерное количество: по 20-30 штук в год. Сам автотранспорт был поделен среди 18 округов, причем наибольшее его количество было в Омском, Иркутском, Новосибирском. Автотранспорт, принадлежащий организациям и состоящий на государственном и местном бюджете, составлял 76%, частным лицам — 20%, кооперации — 3%, концессионным предприятиям — 1%. Это были подержанные автомобили иностранного производства. 30% из них нуждалось в капитальном ремонте 6.

Первым крупным применением автотранспорта в Сибири была организация в 1921 году автомобильных колонн по перевозке хлебных грузов к железнодорожным станциям для доставки его в голодающие губернии России. Аналогичные акции были и позже. В 1924 году в крае организовано отделение акционерного общества “Автопромторг” с задачами транспортного характера. Благодаря этому обществу и выпуску автомобилей заводом АМО (Москва) начались первые регулярные городские сообщения. В 1926 году автобусное сообщение имелось в Омске, Новосибирске, Томске, Красноярске и других городах. В Кузбассе автобусное сообщение было между Анжеркой и Судженкой 7.

В похожей обстановке развивался в эти годы автотранспорт Щегловского района. В середине 20-х годов автомобильный парк района состоял из четырех десятков машин зарубежного производства, кроме того, из-за поломок количество этих машин катастрофически сокращалось. Машины использовались при уборке урожая, транспортных и пассажирских перевозках, разнообразных строительных работах.

Политика индустриализации и коллективизации настоятельно требовала создания собственной автомобильной промышленности, которая обеспечила бы в короткий срок быстрый рост автомобильного транспорта и широкую замену гужевых перевозок автомобильными.

В 1929 году правительство приняло решение о строительстве двух новых мощных автомобильных заводов — в Нижнем Новгороде, мощностью 100 тыс. машин в год и в Москве — 25 тыс. машин в год. К 1933 г. было построено и реконструировано несколько старых авторемонтных заводов 8.

Изменения коснулись и автопарка Щегловского района. Так, если автопарк района на 1 января 1932 года насчитывал 80 автомашин, то уже в 1933 году их стало более 130, 60% из них марки отечественного производства — АМО ЗИС (Москва), ГАЗ (Горький), ЯГ (Ярославль), остальные (менее 40%) — машины иностранных заводов (“Форды”, “Фиаты”, “Зауэры” и др.) 9

Тактико-технические данные первых советских машин показаны в табл. 2 10.

Таблица 2

Таблица 2

Из табл. 2 видно, что первые отечественные машины имели небольшую грузоподъемность, незначительную скорость и маломощные двигатели. С другой стороны, в отличие от иностранных машин, они были неприхотливы в ремонте, имели высокую степень унификации деталей и способность экономично работать на самом низкосортном топливе.

С ростом автомобильного парка в начале 1930-х годов определенное внимание стали уделять благоустройству дорог, подъездам к железнодорожным станциям, пристаням, промышленным предприятиям. Строительные работы в городе осуществлял Кемеровский филиал “Дорстроя”. К благоустройству проездных путей привлекали технику машинотранспортных станций, тягловую силу колхозов, промышленных предприятий, а также репрессированное “кулацкое” население. Они вели заготовку камня, гравия, песка, леса. В это время строились дороги на направлениях Кемерово — Подъяково, Кемерово — Мозжуха, Кемерово — Мазурово. Прокладывали и благоустраивали дороги к шахтам “Ягуновская”, “Крохалевская”, понтонному мосту через Томь 11.

В 1935 году в крае появляется новая грузовая машина ЗИС-5, теперь отечественные грузовики окончательно сменили иностранные марки. Например, в 3-й автоколонне, самой крупной в Кемерове, все 89 машин были отечественного производства. В городе впервые появляются теплые гаражи, ремонтные мастерские, хозяйственные склады, но их площадями мог воспользоваться только каждый четвертый водитель. Основная масса машин по-прежнему ремонтировалась под открытым небом 12.

Перед войной свои автопредприятия имели Кузнецкстрой, городская служба коммунального хозяйства, отделения Госбанка, коксохимзавод, отделения автогужтранспорта и Томской железной дороги и другие предприятия и учреждения. Острыми оставались в крае проблемы благоустройства дорог, качество автомашин и автозаправок, а также подготовка водителей. Последнюю пытались решить с помощью краткосрочных курсов при крупных автохозяйствах промышленных предприятий, МТС 13. В целом, страна по количеству автомобилей отставала от своих противников в надвигавшейся войне. В Германии один автомобиль приходился на 45 человек, в Италии — на 108 человек. У нас — на 215 человек.

С началом Великой Отечественной войны почти весь парк автомашин колхозов, совхозов, МТС, некоторых предприятий был отправлен на фронт. Осенью его заменил отчасти автотранспорт эвакуированных в край предприятий, учреждений, госпиталей. Среди машин появились необычные для области и Кемерова санитарные автомобили. Это небольшие автобусы массой от 2,5 до 5 тонн. Они имели в основе базу отечественных марок (ГАЗ-АА, ГАЗ-55, ЗИС-16) и способны были перевозить по 10 — 20 человек раненых и больных воинов 14. Такие автобусы хорошо себя показали при эвакуации раненых из Топок, а также со ст. Кемерово. Однако санитарных машин было мало, поэтому при перевозках бойцов использовали свыше 40 автомобилей предприятий города.

В июне 1942 года военврач И. Г. Корочкин при нехватке транспорта загрузил раненых в кемеровские трамваи и отправил их по госпиталям города. Он получил выговор, но вскоре сообразительного врача оправдали и наказали настоящих виновных, отвечавших за отсутствующие автомашины (руководителей автобазы, Коксохимзавода, завода им. XVIII партсъезда) 15.

В годы войны городские водители находились на казарменном положении, работали в две смены и самоотверженным трудом в тылу приближали Великую Победу.

В целом, несмотря на переживаемые трудности, молодая республика сумела за короткие сроки создать простые, надежные автомобили, обучить кадры водителей, внесших затем огромный вклад в индустриальное развитие страны, а также в победу над Германией.

Notes:

  1. Вергинский В. С., Хотеенкод В. Ф. Очерки истории науки и техники 1870-1917 гг. М„ 1988. С. 108.
  2. Ланбамин В. Автомобильному транспорту России — 100 лет // Вперед. 1996. 19 авг.
  3. Гоголев Л. Д. Автомобили — солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей. М., 1990. С. 9; Сибирская советская энциклопедия. Новосибирск, 1929. Т. 1. С. 100.
  4. Ильичев А. И., Виткин М. П., Калишев Н. В. Кузбасс: Ресурсы. Экономика. Рынок. Кемерово, 1995. С. 150.
  5. Ланбамин В. Указ. соч.
  6. Историческая энциклопедия Кузбасса. Кемерово, 1996. Т. 1. С. 18.
  7. Там же.
  8. Ланбамин В. Д. Указ. соч.
  9. ГАКО, ф. 18, он. 1, д. 343, л. 6; д. 397, л. 76.
  10. Таблица составлена по данным: Гоголев Л. Д. Указ. соч. С. 20-26.
  11. ГАКО, ф. 18, oп. 1, д. 343, л. 202; д. 397, л. 12, 126; д. 537, л. 2-4, 55-57.
  12. ГАКО, ф. 18, oп. 1, д. 603, л. 3-4; д. 860, л. 77.
  13. Историческая энциклопедия Кузбасса… С. 19.
  14. Гоголев Л. Д. Указ. соч. С. 178-185.
  15. ГАКО, ф.п-15, оп. 8, д. 26, л. 138; Военный медицинский музей, СПб., ф, 847, on. 1, д. 9865.
Обновлено: 22.10.2018 — 19:53

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018