Племена Кузбасса в I тысячелетии н. э. Переход к железу

К содержанию книги «История Кузбасса» под общей редакцией А.П. Окладникова.

Впервые железные изделия в Южной Сибири появляются в середине I тысячелетия н. э., но лишь в конце его, с возникновением таштыкской культуры, плавка железных руд и производство изделий из железа приобретают широкое развитие.

Распространение черной металлургии представляет собой новый этап в развитии производительных сил Сибири. Железные руды, в отличие от медных, встречаются много шире, и производство железных изделий довольно быстро приняло такие масштабы, каких никогда не достигало производство изделий из меди и бронзы, и открыло новые возможности для развития земледелия и ремесел.

Памятники железного века на северо-востоке Кузбасса пока слабо исследованы. Между тем еще в прошлом веке известный исследователь В. В. Радлов сообщал, что в Мариинской тайге по берегам р. Кии им были обнаружены «высокие валы железного шлаку», а в курганах, раскопанных им около Улукуля, в 60 верстах от Мариинска, и по берегам р. Чердат, были найдены железные котлы, ножи, наконечники стрел и копий, топоры, кирки, ножницы, удила, стремена, крючья для копки съедобных кореньев, остатки панциря и украшенные бисером железные шейные гривны.

В первые века н. э. на северо-востоке Кузбасса, к востоку от р. Кии, жили племена — носители таштыкской культуры. Таштыкской культура в Кузбассе известна по поселению и ряду курганов, раскопанных у с. Михайловки, и одному кургану близ с. Тамбар, раскопанному в 1957 году. До недавнего времени считалось, что памятники таштыкской культуры распространены только в Хакасско-Минусинской котловине. Сейчас ясно, что и северная часть Кузбасса была территорией распространения этой культуры. В Тамбарском кургане были обнаружены железные кольца, бляшки, крючки и нож с кольцевым навершием. Глиняная посуда здесь напоминает по форме сосуды конца тагарской культуры. Типичными являются сосуды с поддоном.

Таштыкская культура, судя по раскопкам Михайловского могильника, была тесно связана с предшествующей тагарской культурой. Боевые стрелы и мечи сарматского типа, найденные в этих погребениях, свидетельствуют о тревожном времени, постоянных военных столкновениях племен и племенных объединений.

Самое большое из таштыкских поселений открыто на берегу Кии между селами Михайловка и Чумай. Оно занимает пространство более двух километров. Здесь хорошо заметны остатки многочисленных жилищ. Раскопками установлено, что жилища представляли из себя шалаши или юрты диаметром 7—9 метров, с конической крышей, с очагом в центре.

К западу и югу от таштыкских племен, в тайге по верховьям Кии, Яи, Золотому Китату и Томи, в первые века н. э. жили племена, занимавшиеся оседлым скотоводством, примитивным земледелием и охотой.

Культура их племен известна по укрепленным поселениям — городищам. Примером такого поселка является Маяково городище близ Новокузнецка. Высокий мыс на берегу Томи был заселен людьми с эпохи неолита и бронзы. Однако основной культурный слой городища относится к железному веку. На его территории было найдено 16 железных ножей, наконечники стрел, топоры-тесла. Находка шлаков показывает, что железные изделия производились непосредственно в городище.

Население городища обитало в наземных жилищах, основу которых составляли вертикально поставленные столбы. Промежутки между ними, вероятно, заполнялись жердями или хворостом. Крыша жилища могла быть покрыта берестой, шкурами, заложена землей или дерном. В каждом жилище было от одного до четырех очагов, расположенных прямо на земле. Никаких следов глиняных сооружений или каменной кладки в очагах не обнаружено. Население городища занималось скотоводством, разводило лошадей, крупный рогатый скот, овец.

Каменные зернотерки, найденные в жилищах и других местах городища, и мотыгообразные костяные орудия указывают на существование мотыжного земледелия.

Жилище людей таштыкской культуры в Кузбассе (реконструкция по материалам Михайловского поселения II в. до н. э.— IV в. н. э ).

Жилище людей таштыкской культуры в Кузбассе (реконструкция по материалам Михайловского поселения II в. до н. э.— IV в. н. э ).

Одним из главных занятий людей того времени была охота. Судя по найденным костям, обитатели городища охотились на косулю, лося, оленя, бобра, зайца, хомяка.

Значительную роль в хозяйстве играло рыболовство, о чем говорят многочисленные каменные грузила от рыболовных сетей. Наряду с железными орудиями жители городища употребляли каменные зернотерки, песты, точильные камни. Из кости делались проколки, шилья, наконечники стрел, мотыги, гарпуны, застежки, |ребенки, ложки. Жителям городища было известно изготовление пряжи и тканей, о чем свидетельствуют каменные пряслица, костяные трепала и многочисленные проколки, иглы и шилья. Они, несомненно, обрабатывали кожу и меха. Обломки глиняных сосудов показывают, что существовало гончарное дело.

Таким образом, жители Майкова городища в I тысячелетии вели комплексное хозяйство, главными отраслями которого были скотоводство, охота, рыболовство и мотыжное земледелие; изготавливали железные, каменные, костяные изделия, обрабатывали кожу, дерево, мех, глину.

Раскопки курганного могильника в окрестностях с. Ур-Бедари Гурьевского района дали богатые материалы, характеризующие жизнь кочевых племен Южного Кузбасса в более позднее время, и VIII—X веках. Могильник насчитывает 138 курганов. Исследовано около 50 курганов, принадлежавших преимущественно алтайским тюркам. Раскопками установлены два типа обряда захоронения: трупоположение и трупосожжение.

Различие погребальных сооружений отражало имущественное неравенство. Погребения рядовых людей заключены в неглубоких ямах, в лучшем случае в могилу клали короткий железный нож. Курган, принадлежащий семье богатого алтайского тюрка, содержит захоронение всей семьи, включая детей. В расположении могил наблюдается определенный порядок. В центре находится могила старшего в семье. В курганах знати найдено до 12 могил и до девяти лошадей. Около двух курганов знати сооружены небольшие курганы, где были захоронены только лошади. Соблюдался определенный погребальный ритуал: человек положен на спину, головой на восток. Руки вытянуты вдоль туловища. В 44 могилах рядом с останками человека находился скелет убитой лошади, головой на запад. О неизменности этого ритуала говорят раскопки могил алтайских тюрков в Западной и Центральной Туве. Почти во всех могилах кочевников находят останки части лошади или барана. Вдоль правого бока или на груди знатного воина-кочевника ложился берестяной колчан, лук и стрелы с двух- и трехлопастными железными наконечниками. Особенно распространены железные наконечники с костяными шариками-свистульками. Справа или слева от костяка лежит железный меч, изредка железная сабля. В одной могиле обнаружена даже железная кованая кольчуга. Часто встречаются железные ножи и топоры-тесла. В неразграбленных могилах найдены кожаные наборные пояса с бронзовыми пряжками, бляшками и наконечниками. В трех могилах обнаружены железные походные котлы для варки пищи. В богатых женских погребениях найдены массивные серебряные кольцеобразные серьги, позолоченные серьги с напускными кольцами из шариков на подвеске, ожерелье из перламутровых пластинок с позолотой, бусины нз янтаря и китайской мастики. Встречены две брошки с головкой птицы. В женских погребениях X века все чаще появляются вещи, указывающие на расширение связей с енисейскими кыргызами. В двух женских погребениях найдено по серебряному сосуду, в точности похожих на сосуды, обнаруженные в кургане второго Копенского чаатаса в Хакасии.

В более ранних курганах широко распространены изделия из кости, особенно резные пряжки.

От одежды в женских и детских погребениях сохранились обрывки тонкого войлока от халатов, остатки шерстяных тканей и шелковые ленты. Воина-кочевника хоронили в полном снаряжении вместе с его конем. Лошадь хоронилась обязательно взнузданной. Железные удила весьма разнообразны по размерам, преимущественно двусоставные, снабжены массивными, слегка эсовидными лсалиями. Концы железных псалий раскованы. Такие удила встречены среди многих древнетюркских памятников Южной Сибири и Монголии VII века.

Удалось найти и все части седла: железное основание, часть древка, костяные застежки и подпружные пряжки, украшения из высокопробного листового серебра. Стремена имели пластинчатую дужку с вырезом для ремня и довольно широкую опорную часть, с выступом по внешней стороне. Этот тип стремян был широко распространен в кочевом мире.

Смертность детей в те времена была очень велика. И не случайно курганы, не содержащие детских захоронений, весьма редкое явление. Все детские костяки аккуратно завернуты в бересту и уложены в неглубокой материковой яме.

В курганах, принадлежащих знатным кочевникам, обнаружены богатые вещи: зеркала, бусы из янтаря и цветного стекла, шелковые ткани, пряжки из резного камня, относящиеся к VIII—IX векам.

Данные раскопок свидетельствуют о том, что в VIII—X веках кочевники Южного Кузбасса имели тесные связи с племенами Алтая, Восточного Казахстана, Минусинской котловины, Тувы и Монголии.

Из памятников материальной культуры (I тысячелетия н. э. необходимо отметить хранящийся в Государственном Эрмитаже Ленинграда Терехинский клад, содержащий свыше 100 золотых вещей VI—VIII веков, найденный в 1908 году близ деревни Тёрехино Кузнецкого района. Среди этих вещей содержатся прекрасные образцы ювелирного искусства древних тюрок: бляшки-нашивки на сбрую лошади, одежду знатного тюрка. Среди вещей была золотая монета «с изображением — как тогда писали — на одной стороне женщины, а на другой — мужчины с крестом и надписью нерусской».

Изученных памятников материальной культуры народностей Кузбасса I тысячелетия н. э. немного, но и они позволяют довольно определенно сказать, что в степных и лесостепных районах севера и центра Кузнецкой котловины кочевали племена скотоводов, а в тайге, отрогах Кузнецкого Алатау и Горной Шории жили оседлые племена, занимавшиеся охотой, рыболовством, скотоводством и мотыжным земледелием. И хотя эти племена обитали в стороне от главных торговых путей, тем не менее они имели связи с далекими странами Востока и Запада.

Охота и кочевое скотоводство требовали рассредоточения населения на большой территории. Немногочисленные и разрозненные племена Кузнецкой земли постоянно попадали в зависимость от огромных, но непрочных кочевых держав, возникших в степях Центральной Азии и Южной Сибири.

Во II веке до н. э. народности Кузнецкой земли, очевидно, входили в мощный военный союз кочевников-гуннов, которым в период наибольшего могущества подчинялись племена, обитавшие на обширной территории от Восточного Туркестана до Амура. В середине I века н. э. гуннский союз распался.

Тюркоязычные племена, § частности алтайские тюрки, в VI веке н. э. создали обширное государство, известное под названием Тюркского каганата, в котором развивались патриархально-феодальные отношения.

В середине VIII века господство в Центральной Азии перешло к уйгурам, создавшим свое ханство, в которое вошли Алтай и другие районы Южной Сибири.

Уйгурское ханетво было разгромлено в 840 году енисейскими кыргызами. Эти племена занимались скотоводством и земледелием и стояли на довольно высоком уровне развития: земля распахивалась плугом, применялось искусственное орошение. У кыргызов была развита черная металлургия. Из железа изготовлялись оружие и сельскохозяйственные орудия.

В середине XII века енисейских кыргызов, Алтай и Семиречье подчинили кидани. Однако и их господство в конце XII века было подорвано монголоязычными найманами, создавшими сильный союз племен и орд в пределах Хангайских и Алтайских гор и распространившими свою власть от Иртыша на западе до Восточного Туркестана на юге. Различные племена, обитавшие в отрогах Алтая, оказались под властью найманских ханов и вплоть до нашествия монголов в начале XIII века платили им дань.

Обновлено: 11.11.2018 — 13:12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018