К содержанию книги «История Кузбасса» под общей редакцией А.П. Окладникова.
В работе «Развитие капитализма в России» В. И. Ленин подчеркивал, что развитие капитализма вширь, то есть распространение господства капитализма на новые территории, с громадной силой проявилось в России после 1861 года. Кузбасс был одним из районов, в которых широкое развитие капиталистических отношений началось именно в пореформенное время. Могучий толчок этому дала постройка Сибирской железнодорожной магистрали, которая открыла в Кузбасс путь русскому и зарубежному капиталу.
Вопрос о постройке Сибирской железной дороги возник еще в 50-х годах XIX века, когда усилилось освоение Приамурья и Приморья. Но только в 90-х годах царское правительство, встревоженное проникновением американских и английских капиталистов в районы Маньчжурии, прилегающие к русским дальневосточным границам, решило строить Сибирскую магистраль, соединяющую Сибирь и Дальний Восток с Европейской Россией.
В 1891 году были отпущены кредиты на постройку Уссурийской и изыскания Западно-Сибирской линий. На следующий год для руководства стройкой был утвержден Комитет Сибирской железной дороги. В 1893 году было образовано Управление по сооружению дороги. 10 февраля 1893 года Комитет Сибирской железной дороги определил направление, магистрали от Оби на Мариинск вдоль северных окраин Кузбасса. Предложения о прокладке дороги через Кузбасс по отрогам Алтая были отвергнуты: это затрудняло работы и увеличивало их стоимость.
Дорога строилась с лихорадочной быстротой. Уже в 1894 году началось движение поездов на Западно-Сибирской линии. Форсированными темпами сооружалась Средне-Сибирская линия. Постройка Обь-Красноярского участка дороги по северной окраине Кузбасса была разрешена до представления в центральные учреждения общего проекта магистрали.

Строительство Сибирской железной дороги.
Летом 1893 года строители двинулись на восток от Оби. Это были крестьянская беднота, выгнанная нуждой из деревни, ссыльнопоселенцы, вчерашние приискатели Мариинской и Кузнецкой тайги, коренные сибиряки и люди, завербованные на стройку в Европейской России. И все же рабочих не хватало. Тогда на стройку дороги царское правительство бросило около полутора тысяч каторжан Александровской тюрьмы. В 1895 году число рабочих-строитёлей достигло уже почти 30 тысяч человек. В пределах Кузбасса перед строителями стеной встала вековая тайга. Одну из станций так и назвали Тайгой. В чаще, где были лишь охотничьи тропы, километр за километром ложилось широкое полотно со сверкающими рельсами.
Все металлические изделия, начиная от рельсов и кончая последним гвоздем, доставлялись из Европейской России. Стройка не знала ни машин, ни механизмов. Тысячи и тысячи рабочих лопатами копали грунт, кайлами долбили скалы, тачками вывозили землю под «дубинушку» забивали сваи мостов.
Множество больших и малых хищников слеталось на эту стройку. Поставка продовольствия, леса, кирпича, бурового камня, подряды на земляные работы, постройка мостов, станционных зданий приносили поставщикам и подрядчикам сказочные прибыли. Не даром В. И. Ленин в статье «Уроки кризиса» писал, что Транссиббирская магистраль была великой «не только по своей длине, но и по безмерному грабежу строителями казенных денег, по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих»[ref]В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 5, стр. 82[/ref]. Это же подчеркивал в корреспонденции, опубликованной в газете «Искра», Г. М. Кржижановский, работавший в период ссылки машинистом и помощником начальника депо станции Тайга.
15 февраля 1897 года было открыто временное движение от Оби до Красноярска. А на следующий год по Средне-Сибирской магистрали началось регулярное движение поездов. Таким образом, всего за десять лет, с 1891 по 1900 год — Великая Сибирская железнодорожная магистраль была построена и вступила в эксплуатацию.
Постройка Транссибирской магистрали явилась событием мирового значения. Правительство США выпустило тогда официальное издание «Российская империя и Транссибирский рельсовый путь», в котором развивались соображения о значении Сибирской дороги для увеличения американского экспорта в Сибирь. Газеты и журналы Америки начали широкую публикацию сведений для экспортеров об условиях сбыта товаров в Сибири.
С энтузиазмом встретила постройку Великого Сибирского пути печать буржуазной Франции, заключившей в 1891—1893 годах военный союз с царизмом. Один французский автор сравнивал проведение Сибирской магистрали с открытием Америки. Французские банкиры и промышленники рассчитывали на приложение своих капиталов и вывоз своих товаров в Сибирь.
Строительство Сибирской магистрали отражало существенные изменения, произошедшие в характере мирового и российского капитализма. Новая дорога открывала перед российским и зарубежным капитализмом широкие перспективы приложения капиталов и извлечения прибылей из Сибири.