Постройка Сибирской магистрали и ее значение

К содержанию книги «История Кузбасса» под общей редакцией А.П. Окладникова.

В работе «Развитие капитализма в России» В. И. Ленин подчеркивал, что развитие капитализма вширь, то есть распространение господства капитализма на новые территории, с громадной силой проявилось в России после 1861 года. Кузбасс был одним из районов, в которых широкое развитие капиталистических отношений началось именно в пореформенное время. Могучий толчок этому дала постройка Сибирской железнодорожной магистрали, которая открыла в Кузбасс путь русскому и зарубежному капиталу.

Вопрос о постройке Сибирской железной дороги возник еще в 50-х годах XIX века, когда усилилось освоение Приамурья и Приморья. Но только в 90-х годах царское правительство, встревоженное проникновением американских и английских капиталистов в районы Маньчжурии, прилегающие к русским дальневосточным границам, решило строить Сибирскую магистраль, соединяющую Сибирь и Дальний Восток с Европейской Россией.

В 1891 году были отпущены кредиты на постройку Уссурийской и изыскания Западно-Сибирской линий. На следующий год для руководства стройкой был утвержден Комитет Сибирской железной дороги. В 1893 году было образовано Управление по сооружению дороги. 10 февраля 1893 года Комитет Сибирской железной дороги определил направление, магистрали от Оби на Мариинск вдоль северных окраин Кузбасса. Предложения о прокладке дороги через Кузбасс по отрогам Алтая были отвергнуты: это затрудняло работы и увеличивало их стоимость.

Дорога строилась с лихорадочной быстротой. Уже в 1894 году началось движение поездов на Западно-Сибирской линии. Форсированными темпами сооружалась Средне-Сибирская линия. Постройка Обь-Красноярского участка дороги по северной окраине Кузбасса была разрешена до представления в центральные учреждения общего проекта магистрали.

Строительство Сибирской железной дороги.

Строительство Сибирской железной дороги.

Летом 1893 года строители двинулись на восток от Оби. Это были крестьянская беднота, выгнанная нуждой из деревни, ссыльнопоселенцы, вчерашние приискатели Мариинской и Кузнецкой тайги, коренные сибиряки и люди, завербованные на стройку в Европейской России. И все же рабочих не хватало. Тогда на стройку дороги царское правительство бросило около полутора тысяч каторжан Александровской тюрьмы. В 1895 году число рабочих-строитёлей достигло уже почти 30 тысяч человек. В пределах Кузбасса перед строителями стеной встала вековая тайга. Одну из станций так и назвали Тайгой. В чаще, где были лишь охотничьи тропы, километр за километром ложилось широкое полотно со сверкающими рельсами.

Все металлические изделия, начиная от рельсов и кончая последним гвоздем, доставлялись из Европейской России. Стройка не знала ни машин, ни механизмов. Тысячи и тысячи рабочих лопатами копали грунт, кайлами долбили скалы, тачками вывозили землю под «дубинушку» забивали сваи мостов.

Множество больших и малых хищников слеталось на эту стройку. Поставка продовольствия, леса, кирпича, бурового камня, подряды на земляные работы, постройка мостов, станционных зданий приносили поставщикам и подрядчикам сказочные прибыли. Не даром В. И. Ленин в статье «Уроки кризиса» писал, что Транссиббирская магистраль была великой «не только по своей длине, но и по безмерному грабежу строителями казенных денег, по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих»[ref]В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 5, стр. 82[/ref]. Это же подчеркивал в корреспонденции, опубликованной в газете «Искра», Г. М. Кржижановский, работавший в период ссылки машинистом и помощником начальника депо станции Тайга.

15 февраля 1897 года было открыто временное движение от Оби до Красноярска. А на следующий год по Средне-Сибирской магистрали началось регулярное движение поездов. Таким образом, всего за десять лет, с 1891 по 1900 год — Великая Сибирская железнодорожная магистраль была построена и вступила в эксплуатацию.

Постройка Транссибирской магистрали явилась событием мирового значения. Правительство США выпустило тогда официальное издание «Российская империя и Транссибирский рельсовый путь», в котором развивались соображения о значении Сибирской дороги для увеличения американского экспорта в Сибирь. Газеты и журналы Америки начали широкую публикацию сведений для экспортеров об условиях сбыта товаров в Сибири.

С энтузиазмом встретила постройку Великого Сибирского пути печать буржуазной Франции, заключившей в 1891—1893 годах военный союз с царизмом. Один французский автор сравнивал проведение Сибирской магистрали с открытием Америки. Французские банкиры и промышленники рассчитывали на приложение своих капиталов и вывоз своих товаров в Сибирь.

Строительство Сибирской магистрали отражало существенные изменения, произошедшие в характере мирового и российского капитализма. Новая дорога открывала перед российским и зарубежным капитализмом широкие перспективы приложения капиталов и извлечения прибылей из Сибири.

Обновлено: 19.11.2018 — 12:16

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018 Яндекс.Метрика