Сельскохозяйственное освоение Кузбасса русскими крестьянами в XVII в.

Галаганов З.П. Сельскохозяйственное освоение Кузбасса русскими крестьянами в XVII в. // 55 лет Кемеровской области. Материалы научно-практической конференции. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. С. 33-36

В освоении Кузбасса русскими крестьянами нашли отражение закономерности заселения Сибири. Это означает прежде иного, что Сибирь осваивали главным образом беглые крепостные крестьяне и посадские люди из-за Урала. Дело в том, что Кузнецкий край, предгорья Алтая и южно-сибирские степи в XVII в. — в начале XVIII в. слыли в народе вольной стороной — Беловодьем. Поэтому вольная крестьянская колонизация стала основой селькохозяйственного освоения Кузнецкой земли. Историки убеждены, что большинство крестьян были самовольными переселенцами. Предполагается: большинство переселенцев прибывало из северных уездов Европейской России и Приуралья 1.

Самовольные переселенцы, прибывающие в Сибирь и в Кузбасс, обычно не имели средств на самостоятельное обзаведение хозяйствам и брали денежную ссуду, рабочий скот, семена у власти или монастырей. За это они должны были нести феодальные повинности непосредственно в пользу государства, обрабатывая государству десятинную пашню или внося в казну отсыпной хлеб, или уплачивая денежный оброк.

В конце 50-х годов XVII в. томские воеводы перевели часть и пашенных крестьян из-под Томска на земли по реке Сосновке — на северо-западе современной Кемеровской области. Крестьяне должны были пахать государству под присмотром назначенного сюда приказчика. В 1662-1666 гг. на государственном поле под Сосновским острогом засевалось рожью 39-44 десятины и примерно столько же — овсом. Для охраны крестьян, государевой и «собинной» крестьянской пашни был поставлен Сосновский острог, в котором несли службу казаки, присылавшиеся из Томска посменно партиями по 50 человек 2.

Часть переселенцев закабалялась монастырями, основанными в Томском и Кузнецком уездах. Томский Алексеевский монастырь, возникший в 20-х годах XVII в., захватил во второй половине XVII в. значительную территорию, расположенную, по современному административному делению, на северо-западе Кемеровской области по Томи и ее притокам Писаной, Тайменке, Паче, Лебяжьей, Большому и Малому Искитиму. Эти земли приобретались различными способами: принимались от служилых людей в виде вклада «на помин души», выпрашивались у местных властей, которые выдавали по челобитным монастырского начальства грамоты на владение землей. Наконец, монастырь приобретал земли путем покупки или заклада. Работали на монахов пришлые, гулящие люди, получавшие от них скот, семена и сельскохозяйственный инвентарь и дававшие обязательство «жить за тем монастырем вечно».

В «списке с крепости» группы крестьян, закабаленных монастырем в 1664 г., указывалось: «Подрядились мы жить за тем монастырем вечно с женами и детьми, и взяли мы из монастырской казны по лошади на человека, да по корове, да по овце, да по топору, да по косе, да по седлу, да по хомуту, да по оральникам. А в первых нам годах три хлеба ржаных и три хлеба яровых с поля, сняв и измолотя с гумна семена (отдать) в монастырскую казну, а что за семенами останется и тот хлеб делить пополам: половина в монастырскую казну, половина нам Ерофею с братьями и с товарищи. А после трех годов семена имать из монастырской же казны и возвращать туда же, а всякого хлеба, что бог пошлет за семенами останется пятая мера в монастырскую казну, а четыре меры нам Ерофею с товарищи. А на новые три года имать нам на подмогу на хлебную пахоту монастырских казенных лошадей… да нам же Ерофею с братьями и с товарищи на всякий год с человека ставить в монастырскую казну по сажени дров поленных, а те дрова поставить на монастырь, да полуосьмине делать круп из монастырского хлеба в монастырскую казну, да по безмену масла с нашего скота» 3.

Текст грамоты свидетельствует, что сибирские монастыри в XVII в. являлись крупными землевладельцами. К примеру, Алексеевскому монастырю принадлежали: село Пача, деревни Искитимская, Аксаново-Лебяжья, Томилова, Тайменка и др. населенные пункты, в которых жили оброчные крестьяне, отдававшие монастырю в виде оброка пятый сноп — одну пятую урожая. Кроме того, оброчные крестьяне и наемные работники обрабатывали монастырскую пашню, косили луга и выполняли другие работы под присмотром приказчиков, живших на монастырских подворьях.

Излишки хлеба и других продуктов монастырь продавал на рынке 4.

В 1648 г. под Кузнецком был основан Рождественский монастырь, существовавший до 1764 г. Село Прокопьевское (современный город Прокопьевск) раньше называлось деревней Монастырской — его крестьяне пахали пашню на монастырь 5.

Сотни наемных работников трудились в хозяйствах зажиточных служилых людей. На севере Кузбасса, в степной и лесостепной местности по левобережью Томи, из заимок служилых людей
XVII в. выросли деревни Салтымаково, Поломошная, Моховая и др. На юге области служилыми людьми и их детьми были основаны и Кузнецком районе деревни Атаманово, Сидорово, Тихоново, Антоново, Бедарево, Бызово и др. Кто были их основатели?

В отписке кузнецкого воеводы 1673 г. названы конный казак Пронька Тихонов, атаман Иван Бедар; в отписке 1700 г. упомянунута казачья вдова Федосья Бызова; в документах 1722 г. отмечены пятидесятники Иван Лутчев и Федор Бессонов, боярский сын Тимофей Бессонов. Все перечисленные фамилии встречались до последнего времени в названиях указанных и соседских населенных
пунктов Кузбасса 6.

Служилые люди вели хозяйство с помощью половников, захребетников и наемных работников, набиравшихся из неимущих гулящих людей. Косвенное указание на применение наемного труда в хозяйстве служилых людей содержится в отписке кузнецких о казаков 1629 г.: «…а нам ставилась распашная земля рублев в 5 десятина в прежние годы, как зачинали распахивать» 7. Применялась наемная рабочая сила и в хозяйстве посадских людей Кузнецка, многие из которых в XVII-XVIII веках также занимались земледелием.

В Кузбассе закабаление крестьян правительством, духовенством и верхушкой служилых людей проходило медленнее и с большим трудом, чем в районах, давно освоенных российскими феодалами. Часть служилых дворян и детей боярских в Кузбассе деклассировалась не имея возможности эксплуатировать крепостных людей, и со временем перешла в другое сословие. Кузнецкий мещанин
И.С. Конюхов в своей летописи Кузнецка, составленной в 60-х годах XIX в., привел фамилии дворян или детей боярских, ставших казаками, купцами или мещанами: Годлевсковы, Буткеевы, Соколовы, Конюховы и другие 8.

По имеющимся отрывочным данным, общая численность русского населения в Кузбассе была невелика: в начале XVII в. исчислялась сотнями, в XVIII в. — тысячами людей. Первой ревизией 1722-1724 гг. в Кузнецком уезде было учтено 1511 мужских ревизских душ, а в самом Кузнецке — 1363 души 9.

Количество женщин в это время было меньше, чем мужчин, поскольку имелось много одиноких, бессемейных мужиков. Кузнецкий воевода Ф. Баскаков в отписке 1652 г. просил прислать в Кузнецкий уезд «жёнок и девок», чтобы «оженить» одиноких крестьян, которые не заводят своего хозяйства, а скитаются «промеж двор». В целом мужское и женское русское население Кузнецком уезда и города Кузнецка в 1722-1724 гг. должно было составлять не менее 5 тысяч человек 10. В первой половине XVIII в. рост русского населения ускорился, что было связано не только с естественным приростом, но и с ростом перенаселения по мере уменьшения военной опасности.

Notes:

  1. История Кузбасса, Т. 1. Кемерово, 1962. С. 66.
  2. Бояршинова З.Я. К вопросу о развитии русского земледелия в Томском уезде XVII в. // Материалы по истории земледелия СССР, Сб. 1. М., 1952. С. 254.
  3. Беликов Д. И. Старинные монастыри Томского края. Томск, 1898. С. 26.
  4. Бояршинова 3. Я. Указ. соч. С. 265.
  5. История Кузбасса, Т. 1. С. 69.
  6. Там же. С. 70.
  7. Шунков В.И. Очерки по истории земледелия Сибири (XVII век). М., 1956 С. 88, 89.
  8. История Кузбасса, Т. 1. С. 71.
  9. Там же. С. 72.
  10. Там же.
Обновлено: 01.05.2021 — 09:57

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Кемерово © 2018 Яндекс.Метрика