К оглавлению книги «Православные храмы Кузбасса»
Основанное еще в 1705 году поселение неоднократно упомнается в архивных документах после 1815 года как один из центров сереброплавильной промышленности Сибири.
В день св. мчч. и исповедников Гурия, Симона и Авива 15 ноября (по ст. стилю) 1816 года пущен Гурьевский железоделательный завод, ставший основой будущего поселка, а затем и города. К 1859 году в поселке уже насчитывалось 2045 жителей.
9 ноября 1874 года на средства отставного урядника завода, ставшего купцом, С.В. Чебоксарова начала сооружаться деревянная на каменном фундаменте крытая железом Троицкая церковь, строительство которой окончилось только к 1876 году. Стефан Васильевич Чебоксаров за построение церкви и обеспечение ее богатой церковной утварью был вскоре удостоен медали св. Анны III степени. В 1901 году по завещанию вдовы Ольги Ивановны Чебоксаровой приходу переходит деревянный дом для священника.
Церковные летописи сохранили для потомков фамилии многих настоятелей Троицкой церкви. Это священники — Иоанн Кондаков (годы службы 1876-1884), Василий Лавров (1884-1893); Александр Хитров (1893-1894); благочинный 13 округа протоиерей салаирской церкви Леонтий Попов, 4 месяца исполнявший в храме требы в 1894 году; священник Василий Туберовский (1894-1896). Местный псаломщик Павел Любимов, назначенный настоятелем после окончания Томской духовной семинарии (1897-1908), собрал церковную библиотеку из 172 книг и организовал Горнозаводскую школу гражданского ведомства. Последним настоятелем был священник Александр Калугин (1908-1918), преподававший в школе церковно-славянский язык. Псаломщиком при нем был Иоанн Аристов, старостой общины — Константин Тусов, сожженный во время разгрома церкви в 1919 году.
Недалеко от прежней церкви, стоящей на месте современной подстанции, с незапамятных времен сохранились Ильинский и Богоявленский ключи, а также могила священника, особо почитаемые жителями окрестных сел. В старину из села Бачатского в Гурьевское они носили икону свт. Николая, из церкви села Бекова — икону вмч. и целителя Пантелеймона.
В начале XX века в Гурьевске были 3 часовни: в логу у родника, у дороги при выезде из города и около железнодорожного моста. Последнюю часовню, как и церковь, сожгли «красные партизаны» в 1919 году.
После строительства в 1920-21 годах ж-д ветки село Гурьевское — станция Белово, завод в 1923-24 годах восстанавливается. В 1926 году в центре Гурьевска по инициативе священника Павла Нечаева строится новая церковь. Необычна судьба настоятеля. С 14 лет он воспитывался в Соловецком монастыре, затем был послушником Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга, а с 1917 года служил священником в Салаире и окрестных селах — Ур-Бедари, Бачатском, Афонинском, пока не перебрался в Гурьевское.
1 августа 1929 года церковь в Гурьевске закрыли, священника перевели в приход села Афонино. Заброшенное здание храма простояло так до 1941 года, после чего его разобрали и перевезли на другое место, приспособив под барак для заключенных. Отца Павла в 1930 году арестовали. Отбыв 5 лет в заключении и вернувшись инвалидом, он какое-то время работал счетоводом, однако в 1936 году был вновь арестован и 26 ноября 1937 года расстрелян.
В 1943 году возобновил службы священник Андрей Пахомович Дыхаев в купленном общиной молитвенном доме по ул. Мичурина-21. Однако только 20 февраля 1946 года удалось официально зарегистрировать православную общину, после чего сделать пристройку к молитвенному дому, вдвое увеличив его площадь.
Однако радость верующих была преждевременной. Молитвенный дом вскоре после окончания реконструкции закрыли, а служащую горисполкома Г.С. Шикарову, опрометчиво давшую на это разрешение, осудили на год принудительных работ. Настоятель в этом же году отбыл в Никольскую церковь Омска.
Молитвенный дом достался работнику милиции, а новому настоятелю протоиерею Федоту Безногову пришлось проводить богослужения у себя на квартире. После его смерти настоятелем стал А.Д. Скворцов, безуспешно пытавшийся добиться возврата общине хотя бы церковного колокола.
В 1949 году община распалась. Власти отказались регистрировать в июне 1952 года Указ епископа Варфоломея о назначении настоятелем Троицкого молитвенного дома Гурьевска священника Василия Черепанникова, предложив общине передать остатки церковного имущество в Вознесенскую церковь города Белова.
Восстановлению прихода в городе Гурьевск предшествовали многолетние слухи о появлении Образа Христа Спасителя в окрестных Ильинском, Богоявленском и Иоанно-Предтеченском чудотворных родниках, почитаемых местными жителями. Напрасно настоятель беловской церкви, приезжая в Гурьевск для отправления церковных служб, пытался развеять слухи о чудесных исцелениях — у родника, особенно в Ильин день, продолжали собираться толпы паломников.
В 1991 году в Гурьевске наконец-то восстанавливается свой Троицкий приход. Службы поначалу проводили в частном доме прихожанки В.А. Квитко. В мае 1992 года с благословения епископа Красноярского и Енисейского Антония только что назначенный настоятель прихода священник Михаил Богоявленский (Демин) освятил место под крестильный храм.
Менее чем через год 27 февраля 1993 года каменное здание храма было готово и освящено в память о почитаемом чудотворном роднике Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В конце лета 1993 года завершена отделка храма, а к декабрю установлен великолепный кедровый иконостас, выполненный теми же мастерами из Рубцовска. Прихожане передали в храм старинные иконы и начали сооружение часовни во имя пророка Божия Илии.
В 1995 году у храма была захоронена одна из прихожанок, много сделавшая для строительства крестильного храма.
При храме работает воскресная школа, где занятия проводит преподаватель начальных классов местной общеобразовательной школы.
В конце 1995 года Троицкий приход становится центром Гурьевского благочиннического округа, а настоятель о. Михаил Богоявленский — благочинным. В состав благочиния были включены великолепный отреставрированный каменный Петропавловский храм в Салаире и строящаяся деревянная церковь в р.п. Урск, а также приписные приходы в селах Горскино, Малая Салаирка, Новопестерево, Сосновка, Ур-Бедари.